Краевед Прикамья

 

Бымовский медеплавильный завод

Страницы: 1
RSS
Бымовский медеплавильный завод
 
Интересно и удивительно, в Быму деревянный единоверческий храм был построен на холме из шлаков медеплавильного завода! Об этом говорится в «Путевых заметках паломника к святыням Пермской епархии», напечатанных в Пермских епархиальных ведомостях № 28 от 1 октября 1909 года. Ниже публикую фрагмент заметок, а целиком их можно скачать в отсканированном виде по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/hxVfIZnH6TaZiQ
Чудесно описана Белая гора, прочитайте эти заметки! В тексте говорится, что население Быма занималось каменными работами. Захотелось узнать, какими именно работами и какой камень употреблялся. Если местный, то должны остаться карьеры…
Прикрепляю фотографию Быма середины 1990-х. Её давал мне отсканировать в марте 2015 года Гладышев Владимир Фёдорович, председатель клуба «Пермский краевед». Владимир Фёдорович на фотографии стоит крайний слева. Где-то слева, по его словам, и стоял храм на шлаковой горке. Фотография, конечно, замечательная. Бым на ней как на ладони, вдалеке видна Белая гора. А шлаков в Быму до сих пор много. Мы любим иногда сюда заезжать, чтобы покопаться в отвалах.

Путевые заметки паломника к святыням Пермской епархии

(Продолжение *).

День уже склонялся к вечеру. Солнце обливало своими кроткими лучами окрестность. Тишина стояла поразительная и из душевной глубины невольно полились вдохновенные слова гимна иерусалимского патриарха св. Софрония: «Свете Тихий», огласившие лесную окрестность. Здесь горы и балки между ними достигают уже и более высоких возвышенностей и более значительной глубины. Среди этих гор и балок встречаются по одному и более домов хуторян, осевших на своих участках и ведущих почти отшельническую жизнь. Возвращавшийся домой житель Бымовского завода, догнавший меня на лошади, предложил мне место в своем тарантасе, и я утомленный, с благодарностью воспользовался его любезным предложением. Скоро с вершины горы мы увидели в котловине, отовсюду окруженной высокими горами, раскинувшееся многолюдное селение, а через несколько минут уже и были в нем.

Здесь существовал медноплавильный завод, первоначально принадлежавший Демидовым, затем перешедший в казну, которой был продан московскому купцу Хлудову; ныне принадлежит пермскому купцу П.С. Жирнову, но теперь бездействует. Рядом с заводом – громадный, чистый и глубокий пруд, на котором устроена водяная мельница. Бымовское соление раскинулось на значительное пространство, разделенное несколькими улицами с многочисленным населением, предметами занятий которого служат: земледелие, сапожничество, портняжество, каменные работы и т. под. Главная улица селения широка и благоприлична, обстроена весьма хорошими деревянными домами, лавок и торговых заведений здесь насчитывается до 10-ти. Климат здесь, благодаря окружающей селение цепи высоких гор, теплый и в зимнее время очень умеренный. Бымовское селение вообще производит на путешественника самое благоприятное и выгодное для себя впечатление, и я ни мало не раскаиваюсь, что в 10 часу вечера остановился здесь на ночлег, тем более, что цель путешествия моего – Белогорский монастырь, почти была достигнута, и он очень ясно представился мне при спуске к селению с одной весьма крутой горы, вырисовываясь на темени Белой Горы, в 8 верстах от Бымовского завода.

В селении существуют два храма: деревянный единоверческий, свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, имеющий крестообразную архитектуру, первоначально основанный в начале первых десятилетий минувшего столетия и затем впоследствии перенесенный на настоящее место, на искусственно насыпанный из шлаков холм. Прихожан при нем до 3600 душ. Православный храм – св. Александра Невского, первоначально деревянный, лет 45–50 тому назад сделавшийся жертвой пламени, и после того усердием своих прихожан созданный каменным. Имеет дорическую архитектуру с наружными колоннами и пилястрами. Кроме того, на вершине горы, прилегающей к селению с юга – белеет каменная сквозная часовня во имя св. пророка Божия Илии, в день празднования которому из единоверческого храма совершается сюда крестный ход. В тот же день и из православного храма совершается такой же ход в другую часовню, находящуюся на горе, по направлению к г. Кунгуру. Кладбища – единоверческое и православное – существуют отдельно друг от друга: православное – на северо-западной горе, единоверческое – на юго-западной; оба кладбища обнесены приличными оградами с растущими в них елями и пихтами, представляющими собой уже значительные рощи, среди которых есть несколько довольно приличных памятников. В самом центре селения существует двухклассное училище Министерства Народного Просвещения и Волостное Правление, помещающиеся в прекрасных и обширных домах; кроме того, здесь же существует еще и народное училище, помещающееся в особом здании. Дело народного образования в Пермской губернии, как надобно полагать, поставлено на достодолжную высоту, потому что и в некоторых деревнях, пройденных мной, я видел здания с такой надписью: «такая-то школа грамоты». Преданность религиозным началам, стремление к книжному просвещению делают жителей виденной мной местности доступными благодетельному влиянию культуры, о чем наглядно свидетельствуют показательные мастерские и тот уровень умственного развития здешнего обывателя, который заставляет его при разговоре с вами держать себя почтительно, но с полным сознанием своего человеческого достоинства. Пермский крестьян, помимо всего вышесказанного, деловитее и хозяйственнее своего собрата – обитателя центральных губерний и, кроме того, любит чистоту. Все постройки его отличаются прочностью, даже хозяйственные службы его, за весьма немногими и вообще редкими исключениями, крыты тесом. В эти дни мне случалось заглядывать в несколько крестьянских домов, и везде я поражался чистотой и опрятностью, с которыми крестьянки содержат свое жилище: все прибрано, все на своем месте, ни в чем ни тени беспорядка и к тому же – по всей избе чистые половики. От того-то пермяк и выглядит таким бодрым и физически здоровым, от того-то он и знает себе надлежащую цену, рассуждая с посторонним человеком спокойно, с сознанием собственная достоинства. Радушно принятый привезшим меня с собой крестьянином я сладко и крепко уснул в чистой комнате второго этажа его верхнего дома…

Алексей Воскресенский

*) См. № 25 Епархиальн. Ведом.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 2)



© 2012 – 2022. Краевед Прикамья

Все права защищены. Перепечатка только со ссылкой на авторский материал.
Разработка и поддержка: Рекламная студия «Рубин Системс»

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru
Hand Made Studio MaryKat. Декоративные корабли для вашего интерьера.

×
Вход на сайт