Краевед Прикамья

 

с. Усановка, Успенская церковь

Страницы: 1
RSS
с. Усановка, Успенская церковь
 
с. Усановка, Успенская церковь, 30 апреля 2006 г.

Фотографии (11 шт.) можно посмотреть и скачать на Яндекс.Диске: https://yadi.sk/a/sw9fH_gySa3XLA
P4304408.jpg (1.63 МБ)
 
Сведения о церкви из «Справочной книги Пермской Епархии на 1912 год» (Составил диакон Петр Ершов):

276. с. Усановка, Успенская церковь, каменная, построена 1897 г. Простол 1. От консистории 145 вер., от благочиния 12 вер. 1 священник и 1 псаломщик. Священник Григорий Иoaн. Попов 58 л., ок. П. дух. сем., имеет камилавку. Диакон – псаломщик Александр Ник. Кудрявцев 24 л., об. в дух. уч.

(Осинский уезд, II округ)
 
Пермские Епархиальные Ведомости №12, 24 марта 1882 г., отдел неофициальный, стр. 123–126.

ОСВЯЩЕНИЕ  НОВОУСТРОЕННОГО  ХРАМА

21 февраля сего 1882 года останется навсегда памятным для жителей нового села Усановского (в Осинском уезде): в этот день было освящение новоустроенного храма в названном селе. Желание иметь свою церковь с причтом зародилось у Усановцев, заурядных хлебопашцев, давно, но малочисленность домохозяев, имевших войти в состав будущего Усановского прихода, была причиной того, что подлежащие начальства затруднялись удовлетворить ходатайство их до 1881 года. Правда число прихожан новооткрытого Усановского прихода и теперь не велико (468 душ м. п.), но в последние годы местные средства их к жизни развились настолько, что по общему мнению Усановцев, заинтересованных в предприятии, избыток этих средств, правильно сберегаемый и отделяемый, будет достаточен, по силе закона, для содержания церкви и причта при ней, а они сами предприниматели окончательно избавятся от неустранимых, хотя и временных, препятствий в исполнении своих религиозных нужд и потребностей. Как село Усановское, так и деревни, вошедшие в состав Усановского прихода, отделяются от заведывавших ранее сего церквей и причтов (Судинского, Ясыльского, Опачевского) немалою рекою Иренью, которая во время своего весеннего разлива, распространяющегося в ширину версты на две, делает сообщения и переправы совершенно невозможными или крайне опасными и притом на более или менее продолжительное время. И так как разлив реки обыкновенно начинается в конце марта и захватывает почти весь апрель, то Усановцы в самое желанное и дорогое для истинного православного христианина время и лишались возможности быть при церковном богослужении. Не могли они бывать в своих приходских церквах ни в последние седмицы Великого поста, ни встречать Светлого Христова Bocкресения при его небесно-радостном богослужении, и за все время разлива реки нельзя им было исправлять иногда безотложных своих треб христианских. А все они, отделенные на сказанное время бушующей cтихией природы от храмов, – народ чисто православный; во всем новооткрытом Усановском приходе раскольников не существует.
Новоосвященный храм устроен из прежде бывшей прочной деревянной небольшой часовни с прибавлением к ней новых, – небольшого алтаря и довольно пространной паперти. Скорейшему окончанию построек и возможному приспособлению здания к своему назначению много способствовало то благодетельное распоряжение епархиального начальства, что в июле месяце прошлого года в Усановку прибыл назначенный на вновь открываемый приход священник Петр Старицын. Под его руководством и при его настоянии чрез избранных попечителей работы по церкви внутренние по постановке иконостаса и устройству алтарных принадлежностей и внешние были кончены к концу 81 года. Не устроен вполне был деревянный церковный дом для священника; но ко дню освящения работы и по устройству дома значительно подвинулись и притом заподряжены специальные люди, заготовлены лесные материалы для надворных строений, так что устройство квартиры для священника в непродолжительном времени будет приведено к окончанию. Нельзя умолчать: дом для священника довольно тесен, что особенно высказалось при собрании духовенства, съехавшегося на освящение церкви. Дом псаломщику куплен обществом готовый; в нем и живет псаломщик. Содержание Усановского причта, кроме готовых квартир, обеспечивается положенным от прихожан жалованьем, – священнику 200 руб. и псаломщику 100 руб. в год, землей в количестве 49 1/2 десятин и сборами разных продуктов сельского хозяйства по обычаю тех причтов церквей, из которых образовался новый приход. Благодаря заботам и предусмотрительности местного священника печатные извещения о дне освящения храма были разосланы им очень благовременно и притом в значительном количестве. Вследствие чего не смотря на зимнее время и непостоянную погоду к 21 сего февраля собралось в Усановку боголюбивых православных христиан в неожиданном множестве из окрестных ближних и довольно отдаленных мест и не с пустыми руками. Из г. Кунгура некто г. Киселева привезла с собою в новоустроенный храм новый полный комплект священных сребропозлащенных изящной работы сосудов: потир, дискос, звездицу, лжицу, богатые воздухи, напрестольное немалого размера и благоукрашенное евангелие с напрестольным крестом и одежды на престол и жертвенник из довольно ценной и красивой парчи: – в общей сложности все приношение г. Киселевой должно оценить по меньшей мере рублей в 300. Город же Кунгур пожертвовал не одну пару священнических облачений и несколько других священных вещей, потребных для церковных богослужений. Один из Ординских прихожан крестьянин привез в новый храм красивый выносной подсвечник. Прочие богомольцы – крестьяне привезли и принесли не мало зернового хлеба, холста, льну, восковых свеч и денег. Для совершения освящения новоустроенного храма духовенство собралось из следующих сел: из Стефановского местный о. благочинный свящ. Михей Поздняков, из Ординского свящ. Иоанн Старицын и диакон Д. Груздев, из Ясыльского свящ. Петр Ситников, из Судинского свящ. Афиноген Накаряков и диакон Aфaнacий Гуляев, из Аспинского свящ. Иоанн Торопов и из Ашапского завода псаломщик Николай Шестаков с хором певчих. Накануне 21-го вечером всенощное бдение обновлению храма и Успению Божией Матери отправил священник И. Старицын в сослужении оо. местного Петра Старицына и И. Торопова с диаконом Гуляевым. 21-го воскресную утреню отправил о. Петр Ситников с диаконом Гуляевым же. После заутренни время было употреблено на приготовление воскомастиха. Наставший день обещал погоду теплую и тихую. В 9 часов начался перезвон на собор. В 10 часов собравшееся духовенство начало приготовляться к совершению предстоящего священнодействия. Теснота в xpaме, давка, жар достигли неимоверной степени: – больших трудов стоило и немало времени потрачено было на прочтение и выполнение обычных входных молитв и одевание священнослужащих, хотя усердно помогал сдерживать сплотившуюся массу народа в алтарь местный полицейский урядник: только в 11-ть часов можно было начать торжество освящения. Пред началом богослужения была явственно прочитана местным священником грамота, данная Пермским местным архипастырем, благословившим совершить освящение новоустроенного храма в селе Усановском благочинному священнику Михею Позднякову. После сего начала все обычное богослужение: водосвятие, освящение храма, литургия Василия Великого и храмовый молебен в честь Успения Б. Матери было отправлено шестью священниками при предстоятельстве о. благочинного, с двумя диаконами и с пением двух хоров Ашапского и частью Ординского. В конце молебна было возглашено многолетие Государю Императору с царствующим домом, преосвященнейшему Baccиaнy с богоспасаемой паствой, строителями и благотворителям новоосвященного храма и всем православным христианам. У многих из новых прихожан были видны во время богослужения радостные слезы на глазах. Не менее двух третей собравшегося на освящение народа по невместимости храма стояли все время совершавшегося богослужения на открытом зимнем воздухе около храма, а богослужение кончилось в 2 часа с половиною по полудни.
В заключение всего в церковном доме настоятелем новоосвященной церкви для духовенства был предложен стол.

Свящ. И. С–н.

25 февраля 1882 г.
 
Пермские Епархиальные Ведомости №5, 1 марта 1898 г., отдел неофициальный, стр. 92–95.

ОСВЯЩЕНИЕ НОВОГО ХРАМА В СЕЛЕ УСАНОВСКОМ ОСИНСКОГО У.

19-го октября 1897 года в селе Усановском, Осинского уезда, освящен, по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Петра, епископа Пермского и Соликамского, благочинным о. Евгением Будриным вновь устроенный каменный храм в честь Успения Божией Матери.
Св. Иоанн Златоуст говорит, что поклон, совершенный в церкви, стоит 100 поклонов положенных дома, указуя этим степень превосходства церковной молитвы пред домашней. И в самом деле, храм – это училище благочестия, сокровищница безмерного милосердия Божия к человеку имеет великое значение в жизни христианина и потому всегда отрадно слышать об освящении вновь созданных храмов Божиих. И особенно нужно радоваться по случаю освящения храмов нарочито для простолюдинов; для них храм есть книга, в которой вместо букв красуются церковные священные принадлежности, как наглядные знаки, таинственным значением поясняющие человеку отношения любвеобильного Бога к немощному человеку. С другой стороны, построенный небольшой общиной христиан (количество душ мужескаго пола в Усановском приходе только около 500) храм дает возможность служителям его сберечь много времени, столь нужного для религиозного просвещения прихожан. Поэтому понятно желание иметь больше св. храмов с небольшим количеством прихожан, чтобы пастырям церкви можно было с большею пользою трудиться, приготовляя прихожан к будущей вечной жизни.
Новосозданный храм начат был постройкою в июне 1891 г. и окончен, при помощи Божией и добрых жертвователей, к октябрю 1897 года. Это уже второй храм в Усановском приходе. Первый – деревянный, выстроенный из часовни и освященный в 1882 году, 21 февраля. Новосозданный храм весьма благолепен и зданием и внутренней отделкой. Внутри храма особенно обращает на себя внимание небольших размеров, но изящной работы иконостас Пермского мастера Мамаева.
Немедленно по получении от Владыки грамоты на освящение храма (20 сент.) и св. Антиминса (3 окт.), причтом и старостой церкви, с согласия уполномоченного на совершение освящения о. благочинного, прихожане соседних церквей были оповещены особыми печатными объявлениями о дне освящения, каковым днем было назначено 19 октября, воскресение. Не смотря на плохие осенние дороги, посторонних людей к назначенному дню собралось в Усановку неожиданное количество.
Накануне освящения прибывшими на торжество в Усановку священниками, во главе с о. благочинным, и оо. диаконами, после совершенной в свое время местным священником малой вечерни, в 6 1/2 часов приступлено было к совершению всенощного бдения, в состав которого вошли службы воскресная, обновления и Успения.
В новом храме, как еще не освященном, всенощная совершалась по обыкновению на средине храма пред освященными аналойными иконами Спасителя и храмовой и отправлялась весьма благолепно при пении на правом хоре нарочито приглашенных к сему случаю певчих Судинской церкви, под управлением псаломщика Калачникова, а на левом – любителей прихожан. В свое время был исполнен акафист Успению Божией Матери.
День самого освящения нового храма: с 5 час. утра, ко времени торжества, были отслужены в старой церкви воскресная утреня и божественная литургия. Около 9 часов, во время звона «на собор», в новой церкви совершено собором священнослужителей малое освящение воды. Вслед за этим следовало совершение, по чину, освящения престола, жертвенника, иконостаса и внутренних стен храма. Желаниe богомольцев видеть чин освящения престола было настоль сильно, что едва удалось удалить даже малую часть их из алтаря. Иначе не представлялось возможности приступить к чину освящения престола. При священном омовении престола редкий из богомольцев не старался получить что либо из вещественных знаков благодатного освящения престола – кто кусочек мыла, кто кусочек полотна, или платок и т.п. Нужно заметить, что за мылом, бывшим в употреблении при освящении престола, православные признают целительную силу при болезнях глаз, особенно у детей. По совершении освящения храма учинен крестный ход в старый храм за св. Антимисом, а затем  со св. Антиминсом – вокруг нового храма, причем наружные стены храма одним из священников были окроплены св. водой. Крестный ход состоялся весьма чинный, спокойный. Этому более всего способствовали предусмотрительность предстоятеля в служении, о. благочинного, заранее распорядившегося о порядке хода и точно распределившего обязанности участников в нем, – священников, диаконов и прочих лиц, а также и распорядительность полиции. А народу было весьма много, и большие усилия требовались для поддержания порядка в настоящем случае.
Совершен крестный ход, досовершено освящение, произнесен отпуст со св. крестом и храм уготован для совершения благодатных таинств, уготовано новое селение славы Божией. Началась в обычном порядке божественная литургия, первая в новосозданном храме. Литургию совершали соборне 5 священников, во главе с о. благочинным, при 4 диаконах. За причастным стихом местным священником было произнесено поучение, в котором он, после приветствия своих прихожан и всех вообще православных с радостью устроения и освящения нового храма, выяснял значение последнего для православного христианина.
По литургии совершен молебен ко Пресвятой Владычице Деве Богородице собором всех священно-служителей, участвовавших в освящении храма.
Велика была радость прихожан при виде нового благолепного и только что освященного храма для их религиозного назидания и воспитания. Это и понятно. Стоит только сравнить старый, ветхий деревянный храм с новым. Старый храм тесен, низок, холоден, темен и неблаголепен. Совершенную противоположность представляет новый храм, могущий удовлетворять нуждам прихода и большого по числу людей, чем Усановский.
Слава Господу Богу, вложившему в ум прихожан создание храма и помощью своею не оставившему их при самом созидании; благодарение православным, принесшим свою лепту на это благое дело.

С. А. С.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)



© 2012 – 2019. Краевед Прикамья

Все права защищены. Перепечатка только со ссылкой на авторский материал.
Разработка и поддержка: Рекламная студия «Рубин Системс»

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru

×
Вход на сайт