Краевед Прикамья

 

Nikky (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1 2 След.
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 

Завершить свой рассказ о прошлогодней поездке «по маминским местам» Пермского края хотел бы следующим. Конечно, не все желаемое удалось увидеть за столь короткий срок; не со всеми из тех, с кем я познакомился заочно в ходе своих изысканий, удалось встретиться лично. Так что в этом году я обязательно вновь приеду в Прикамье.

Через полтора года, 6 ноября 2022 г., исполняется 170 лет со дня рождения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. В Свердловской области 2022 год официально объявлен годом Мамина-Сибиряка, правительством соседнего региона готовятся различные юбилейные мероприятия. На мой взгляд, Пермский край с полным правом мог бы активно присоединиться к празднованию юбилея писателя, причем не только в лице самой Перми (где Дмитрий Наркисович жил в годы учебы в семинарии), но и районов края, многие из которых тесно связаны с представителями этого рода, служившими как в сохранившихся, так и – увы –  ныне утраченных сельских храмах.

Русская православная церковь, помимо религиозной, всегда несла образовательную и просветительскую функции. Не стоит забывать о том, что большинство сельских батюшек были в своих приходах «по совместительству» заведующими церковно-приходскими школами, законоучителями, да и просто учителями. Учительницами были также и многие из дочерей церковнослужителей. К заслугам приходских священников можно по праву отнести и краеведение – ведь одним из ценнейших краеведческих материалов являются церковные летописи, которые велись в большинстве приходов. А сколько талантливых педагогов, ученых, писателей вышло из стен духовных академий и семинарий! К их числу принадлежит и представитель семьи Маминых – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Хоть он сам и не продолжил семейную традицию служения в духовном сане – но связь со своей семьей, родом, малой родиной всегда оставалась одним из важнейших элементов его творчества. Мы, читатели XX – XXI века, отождествляем образы жителей Урала XIX века в первую очередь именно с персонажами произведений Мамина-Сибиряка – точно также, как высший свет с персонажами Л.Н. Толстого, а чиновничий и разночинный Петербург – Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.

Мне кажется, что участие Пермского края в «маминском» юбилее, если угодно – использование в интересах региона имени знаменитого уральского писателя, могло бы послужить поводом для привлечения дополнительного финансирования различных краевых гуманитарных инициатив. В их числе могли бы быть, например, реализация
соответствующих туристических проектов, организация работ по сохранению (восстановлению) храмов, имеющих отношение к представителям рода Маминых, организация тематических конференций, выставок, конкурсов литературного творчества и краеведческих работ и т.д. На мой взгляд, подобные мероприятия способствовали бы изучению, сохранению и популяризации исторического и культурного наследия Прикамья.

Со своей стороны, в меру сил и возможностей, я хотел бы внести и свой вклад в изучение и сохранение исторического наследия региона, где прошла жизнь нескольких
поколений моих предков.
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 

На этом пермская, «прикамская» часть моей поездки была завершена: из Чердыни Юрий Данилович Исупов отвез меня в Нижний Тагил, а затем мой путь лежал в [B]Екатеринбург[/B]. Здесь были встречи с коллегами из Уральского историко-родословного общества (УИРО), членом которого я являюсь; разумеется, посещение родного маминского дома – [B]музея Д.Н. Мамина-Сибиряка на улице Пушкина, 27[/B] и встреча с сотрудниками музея…

Благодаря помощи коллег из УИРО удалось посетить несколько интересовавших меня населенных пунктов Свердловской области – села [B]Большое Трифоново[/B], [B]Скородумское[/B] и [B]Харловское[/B]. Раньше все они относились к Ирбитскому уезду Пермской губернии, сейчас же первое входит в состав Артемовского, а два последних – Ирбитского районов Свердловской области.

Самой насыщенной была поездка в [B]Большое Трифоново[/B]. Вместе с краеведом из Рефтинского Юрием Михайловичем Сухаревым мы встретились с краеведами Артемовского района и сотрудниками Артемовского музея. В этом селе в начале ХХ века служил священником [B][I]Петр Дмитриевич Мамин[/I][/B], личность довольно яркая и неординарная. Я немного рассказывал о нем в этой статье на Дзене: [URL=https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/skolko-bylo-dmitriev-maminyh-chast-5-6019c808438d6751e7955b97]https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/skolko-bylo-dmitriev-maminyh-chast-5-6019c808438d6751e7955b97[/URL]. Подробно же о Петре Мамине можно узнать из работ Ю. М. Сухарева; в указанной выше статье есть ссылка на них.

В селе Большое Трифоново до сих пор существует школа, здание которой было построено Петром Маминым, и дом, в котором жил священник. Благодаря любезности его нынешней хозяйки мы смогли побывать и в самом доме. К данному сообщению я прикрепил несколько фотографий, сделанных в Б. Трифоново, подробный же отчет о нашей поездке можно прочитать на сайте Юрия Сухарева: [URL=https://sukharev-y.ru/%d1%81%d0%b5%d0%bb%d0%be-%d0%b1-%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%84%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be-02-10-2020-%d0%b3-%d0%b2%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b0-%d1%81-%d0%bd-%d1%81-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b0/#more-11727]https://sukharev-y.ru/%d1%81%d0%b5%d0%bb%d0%be-%d0%b1-%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%84%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be-02-10-2020-%d0%b3-%d0%b2%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b0-%d1%81-%d0%bd-%d1%81-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b0/#more-11727[/URL]

Рядом с Б. Трифоновым находится село [B]Покровское[/B], где в середине XIX века служил диаконом [I][B]Матвей Петрович Мамин[/B][/I] – дед Д.Н. Мамина-Сибиряка. В этот раз остановиться там не удалось, посмотрели только из окна автобуса. О Покровском я рассказывал в этой статье: [URL=https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/selo-pokrovskoe-603fcbd1afc00e4c6587fbce]https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/selo-pokrovskoe-603fcbd1afc00e4c6587fbce[/URL]

В селе [B]Харловском [/B]в Троицкой церкви в XIX веке на протяжении нескольких десятилетий служили церковнослужители из рода [I][B]Игнатьевых[/B][/I]. Игнатьевы состояли в родстве с Мамиными, Шишевыми, Удинцевыми, Тетюевыми. Представитель этого рода – [I][B]Василий Алексеевич Игнатьев[/B][/I] (1887 – 1971) – оставил воспоминания, которые несколько лет назад были подготовлены к публикации пермским историком-архивистом Виталием Георгиевичем Бояршиновым: [URL=https://vitaboyarsh.ru/moi_proekty/memuaristika/]https://vitaboyarsh.ru/moi_proekty/memuaristika/[/URL]

В [B]Скородумском [/B]– увы – увидеть можно только скромный памятный знак, установленный на месте некогда стоявшей здесь Спасской церкви. В этом храме с момента его постройки в 1720-х годах около полутора веков служили представители рода [B][I]Удинцевых[/I][/B]. Их потомок – [B][I]Дмитрий Аристархович Удинцев[/I][/B] – был женат на Елизавете Наркисовне Маминой, родной сестре Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Изменено: Nikky - 12.06.2021 03:08:52
Кунгурский след Маминых
 

Мне уже неоднократно приходилось рассказывать о том, что в процессе исследования генеалогии рода Маминых меня удивило то обстоятельство, что в Пермском крае, несмотря на явный интерес к личности Д.Н. Мамина-Сибиряка, никто этим вопросом до меня не занимался. Встречались лишь различные публикации о «причастности» того или иного населенного пункта к биографии писателя, при этом не  всегда достоверные. А то, что несколько поколений священнослужителей Маминых, связанных с Дмитрием Наркисовичем узами кровного родства (хоть и не очень близкого) на протяжении более ста лет (с 1844 по 1974 годы) служили именно в этом регионе – вообще выпало из поля зрения исследователей.

В заголовок данного очерка я вынес измененное название статьи, опубликованной в 2012 г. в сборнике «Кунгурский диалог» [I](В.В. Одегов. Кунгурский «след» Мамина-Сибиряка[/I]). В данной статье речь шла о том, что Дмитрий Наркисович имеет с Кунгуром родственные связи. В принципе, это действительно так, однако приведенные в обоснование этого факта сведения нуждаются в значительной корректировке. Поэтому мною и был подготовлен и передан в кунгурскую газету «Искра» данный материал. К сожалению, в газете он на настоящий момент (июнь 2021 года) опубликован не был. Предлагаю посетителям сайта «Краевед Прикамья» ознакомиться с этой информацией.

В статье Владислава Васильевича Одегова за основу были взяты исследования краеведа Аркадия Федоровича Коровина, опубликованные в 1974 году. По версии Коровина, родоначальником Маминых был священник села Истоцкого Петр Никифоров, выходец из Кунгурского уезда. У Петра Никифорова был сын Еремей (Иеремия), у Еремея – сын Василий. Далее, согласно данным церковной летописи села Истоцкого, у священника Василия Игнатова сына попова Мамина был сын Егор. Через потомков Егора Васильевича Мамина автором уже прослеживается (правда, с некоторыми допущениями и неточностями) прямая нисходящая линия родства с Дмитрием Наркисовичем. Несоответствие же отчества Василия Мамина – Иеремиевич/Игнатьевич – А.Ф. Коровин объясняет вероятной ошибкой в церковной летописи. Таким образом, по версии Коровина получается, что первым священнослужителем в роду будущих Маминых был уроженец кунгурской земли Петр Никифоров.

Одновременно с А.Ф. Коровиным, в том же 1974 году свое исследование родословной знаменитого уральского писателя публикует Иван Алексеевич Дергачев. Однако он начинает описание родословия Маминых от Григория Мамина, служившего по данным И.А. Дергачева в середине XVIII века священником в Щербаковской слободе. К сожалению, Иван Алексеевич не привел источника этих сведений. По архивным источникам, которые удалось разыскать мне, Григорий Егорович Мамин в 1750–54 гг. служил диаконом не в Щербаковской, а в [I]Багарякской [/I]слободе. Затем, в январе 1755 г., был рукоположен в сан священника и служил в той же Багарякской слободе до начала 1780-х годов. Имеются сведения о пяти сыновьях Григория Мамина – Никите, Матвее, Степане, Луке и Викторе. Матвей Григорьевич Мамин, служивший пономарем в церкви села Истокского – прапрадед Дмитрия Наркисовича.

Представленные в 1974 году А.Ф. Коровиным и И.А. Дергачевым варианты родословия Маминых, как вы уже наверняка заметили, не вполне стыковались между собой и, кроме того, содержали ряд «белых пятен». В частности, из них была не ясна родственная связь между Григорием Маминым (отчество которого И.А. Дергачев не указывает) и фигурирующими в публикации А.Ф. Коровина Петром Никифоровым, его сыном Иеремией и Василием Иеремиевичем/Игнатьевичем Маминым. Эта проблема была разрешена последующими исследованиями А.Г. Мосина (2000 г.) и Ю.В. Коновалова (2003 г.). С учетом результатов этих исследований можно утверждать, что первым из живших на территории Урала предков Д.Н. Мамина-Сибиряка (во всяком случае по тем данным, которые на сегодняшний день подтверждены документально и не вызывают сомнений) был Микитка Терентьев сын Пинежанин, который впервые упоминается в числе крестьян Арамашевской слободы, присягавших в 1645 году новому царю Алексею Михайловичу. Его прозвище – Пинежанин – позволяет с большой долей определенности утверждать, что происходил он с Пинеги, то есть с территории современной Архангельской области. В документах последующих лет находим имена сыновей Никиты Терентьевича: Игнатий, Артемий и Иван; и его внуков – интересующих нас сыновей Игнатия: Осип, Андрей, Василий, Лев.  До начала XVIII века они проживали в Арамашевской слободе, затем, вероятно не позднее 1708 года, переселились в район Багарякской слободы. Самого Никиты к этому моменту уже не было в живых – последний раз он упоминается в документе, датированном 1682 годом.

Один из потомков Никиты Терентьевича – его внук Василий Игнатьевич – принимает духовный сан, став сначала пономарем в церкви Багарякской слободы, а позднее – священником с селе Истокском. Это подтверждается документами учета церковнослужителей 1737 года: «Истотского села Троицкой церкви поп Василей Игнатиев Мамин. Сказал от роду ему пятдесят четыре года. Во иерея посвящен к той церкви на место збежавшаго попа Петра Никифорова в 712-м году ис пономарей той же слободы». Как видим, на какое-либо родство Василия с прежним священником Петром Никифоровым указания нет. Исчезновение же Петра Никифорова объясняется по всей вероятности башкирским восстанием, охватившим этот регион в 1709-10 годах.

Так что не священник Петр Никифоров, выходец из Кунгура, а крестьянин Никита Терентьев Пинежанин был дедом истокского попа Василия Мамина. Вот так материалы незавершенного генеалогического исследования полувековой давности, которые периодически «всплывают» в наше время и публикуются без учета более поздних работ (к слову, также известных уже достаточно давно!), и могут ввести читателя в заблуждение.

Василия Игнатьевича по праву следует считать родоначальником церковнослужительской династии Маминых, служивших на протяжении двух с половиной веков в различных приходах Урала и Сибири. К середине XIX века Мамины служили в регионах, которые по современному административно-территориальному делению относятся к Свердловской и Челябинской областям (в основном), а также Тюменской, Томской областям и Северному Казахстану. Их перемещение на территорию Прикамья – современного Пермского края – произошло в 1844 году. Первым из «прикамских» Маминых был Дмитрий Антонович (1823 – 1896), служивший большую часть своей жизни, почти 40 лет, священником в селе Алтыновском (Алтынном), расположенном ныне в Октябрьском районе Пермского края. Дмитрий Антонович Мамин приходился троюродным братом диакону села Покровского Ирбитского уезда Матвею Петровичу Мамину, родному деду Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Давайте теперь разберемся, где же в действительности искать «кунгурский след Маминых». На территории современного Кунгурского района более 20 лет служил один из внуков Дмитрия Антоновича – Анатолий Антониевич (Антонович) Мамин. Он родился в 1869 г. в селе Дворецком Оханского уезда, был старшим сыном священника Антония Дмитриевича Мамина. Вскоре после рождения Анатолия Антоний Дмитриевич переведен в село Кизьву, где прослужит почти 16 лет. Затем полтора года, с сентября 1886 по апрель 1888 года, Антоний Дмитриевич будет служить в Кунгурском уезде – в селе Асовском (ныне – Асово). Места его последующей службы – село Кольцовское Пермского уезда (1888-93), село Верх-Язвинское Чердынского уезда (1894-97) и, наконец, село Бубинское Оханского уезда (1897-1902).

Соответственно детство Анатолия Мамина прошло в Кизьве (ныне – в Сивинском районе). Учился он в Пермской классической гимназии, что довольно необычно для поповича – во всяком случае, три его младших брата пошли в этом смысле привычным путем, в духовное училище. После гимназии около года служил в Пермской контрольной палате, затем был принят на духовную службу. В 1889-90 гг. – псаломщик церкви села Ильинского Пермского уезда, затем переведен в село Голубятское, где совмещал службу псаломщика с должностью учителя церковно-приходской школы. В мае 1894 г. перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви села Стефановского Осинского уезда (ныне – село Ленск в Кунгурском районе). С этого момента начинается служение Анатолия Мамина на кунгурской земле.

В октябре 1896 г. Анатолий Мамин Преосвященным Петром, епископом Пермским и Соликамским рукоположен в сан диакона и указом Персмкой Духовной консистории определен на штатное место к Петропавловской церкви села Кинделинского Кунгурского уезда.

В Кинделино диакон Мамин был учителем пения в местном народном училище и законоучителем в Ермиловском училище. Через несколько лет, в марте 1901 г., он рукоположен в сан священника. В этой должности о. Анатолий сменил священника Евфимия Филипповича Попова, служившего в Кинделино более 30 лет. Став священником Анатолий Мамин возглавил также церковно-приходское попечительство, был законоучителем в Кинделинском земском училище. Его деятельность на образовательном поприще была в 1905 г. отмечена благодарностью  Кунгурского училищного совета «за хорошую постановку учебного дела». Организация начального образования, особенно в сельских районах, также была одной из задач, успешно выполнявшихся православным духовенством.

В 1907-14 годах священник Анатолий Мамин – настоятель Свято-Троицкой церкви Кыновского завода. Одновременно – законоучитель Кыновского 2-х классного училища и 1-го Земского училища; заведующий церковно-приходской школой, Грязнухинской и Мягко-Кыновской школами грамотности; участковый попечитель Кунгурского комитета народной трезвости. Судя по данным клировых ведомостей, о. Анатолий обладал также незаурядными вокальными данными и применял эти свои способности в пастырской деятельности: при нем в церкви Кыновского завода было организовано всеобщее пение за богослужением.

В 1914 г. о. Анатолий переведен по прошению к Крестовоздвиженской церкви села Сылвенск. К уже привычной деятельности священника и законоучителя добавляются хлопоты военного времени: он занимается сборами средств на военный воздушный флот, за что удостаивается благодарности Великого Князя Александра Михайловича – шефа Императорского военно-воздушного флота.

В семье Анатолия Мамина была жена Анна Евлампиевна, 1873 г.р., и две дочери: приемная Анна 1888 г.р. и Ольга 1898 г.р.

Анна училась на подготовительных курсах в Кинделинском земском училище, затем в Кунгурской женской гимназии. Служила в школах Кунгурского уезда: помощницей учителя в Ослянском народном училище (1908-1909 г.), учительницей в Бабенковском народном училище (с 1909 г.), Ломовском народном училище (с 1914 г.). В 1915-16 гг., как значится в клировых ведомостях, «состоит слушательницей высших женских курсов в Петрограде на содержании отца». Поиск сведений о ней в архивах Санкт-Петербурга, к сожалению, результатов не дал.

Ольга в 1909-16 гг., училась в Кунгурской женской гимназии. В Кунгурском городском архиве сохранилась копия аттестата Ольги Анатольевны Маминой об окончании гимназии. В документах гимназии указан и адрес проживания ученицы: «за Иренской слободой, в доме Бабикова».

Никаких сведений о семье Анатолия Мамина после 1916 г. обнаружить не удалось.

С Кунгурским районом связана судьба еще одного семейства, принадлежащего к роду Маминых. Двоюродная сестра о. Анатолия, Павла Дмитриевна Мамина, была замужем за Иоанном (Иваном) Васильевичем Соколовым, который с 1914 г. служил в Крестовоздвиженской церкви села Серга Пермского уезда (сейчас это село относится к Кунгурскому району).

Иван Васильевич Соколов родился в 1875 г. в селе Аряжском Осинского уезда в семье псаломщика. Обучался при часовне Св. Стефана, где в 1893 г. сдал экзамен на псаломщика. Служил псаломщиком в селе Кленовском Оханского уезда, в селах Аряжском и Савинском Осинского уезда. В мае 1914 г. рукоположен в сан диакона и определен к Крестовоздвиженской церкви села Серга. Его супруга Павла Дмитриевна родилась в 1878 г. в селе Сивинском Оханского уезда в семье священника Дмитрия Дмитриевича Мамина. По данным клировой ведомости за 1917 год, в их семье было пятеро детей: старшая дочь Евгения 1898 г.р., которая на тот момент служила учительницей в земском училище, сыновья Сергей 1903 г.р. и Виталий 1905 г.р., которые учились в Пермском Духовном училище и младшие дети – Мария 1908 г.р. и Александр 1910 г.р.

Судьба Крестовоздвиженского храма в Серге в ХХ веке оказалась трагичной. В июне 1918 г. два служивших здесь священника – Анания Аристов и Константин Юрганов – были арестованы за протест против изъятия церковного имущества и увезены в Пермь. 2 ноября 1918 года они были расстреляны во дворе Пермской Духовной Семинарии. В 2000 году оба были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Сам храм в 1930-х годах был закрыт, его купола и колокольня разрушены. Возвращен Церкви в 1992 г.

Иван Соколов по всей вероятности продолжал служить в Серге до 1919 года, затем скорее всего покинул город с отступавшими частями Белой Армии и вернулся спустя год. Этот вывод я сделал на основании пометки в клировой ведомости за 1920 год: «Был в отлучке с 17-го июня 1919 года по 27 июня 1920 года». В феврале 1921 года диакон Соколов рукоположен в сан священника к той же церкви. Данные о дальнейшей судьбе священника Ивана Соколова и его семьи отсутствуют.  

К сожалению, следы представителей рода Маминых, живших на кунгурской земле, теряются в смутные послереволюционные годы. Будем надеяться, что когда-нибудь удастся их отыскать…

 

Р.S. На моем Дзен-канале данный очерк  дополнен иллюстрациями, большинство из которых взяты в открытом доступе в сети Интернет (ссылки на источники указаны в тексте). Пользуясь случаем, выражаю авторам благодарность за размещенные в сети материалы.

([URL=https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/kungurskii-sled-maminyh-603b6cd549b4e72890335f1a]https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/kungurskii-sled-maminyh-603b6cd549b4e72890335f1a[/URL])

Изменено: Nikky - 11.06.2021 22:34:02
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
Село [B]Ныроб[/B], место заточения боярина Михаила Никитича Романова. В музейном комплексе сохранились цепи, в которых он был закован.
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
Село [B]Вильгорт[/B], Троицкая церковь. Здесь нам не повезло с погодой - из-за сильного утреннего тумана не удалось "поймать в кадр" здание целиком.
Вокруг храма разбросаны остатки надгробий тех, кто когда-то был погребен в церковной ограде.
Еще нас заинтересовала бревенчатая деревянная хозяйственная постройка, расположенная рядом с храмом.
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
Село [B]Покча [/B]Чердынского уезда. Благовещенская церковь на берегу Колвы. Здесь с 1830-х годов служили представители священнических династий Никитиных и Тетюевых. Тетюевы также служили в соседнем селе Вильгорт с середины XVIII века.
В советское время в здании храма была электростанция...
Сохранился в Покче и дом известного иконописца А. Федосеева. Добротный двухэтажный кирпичный дом, к сожалению заброшенный. А здесь вполне могла бы разместиться какая-то музейная экспозиция или туристический объект... Воистину, "что имеем - не храним, потерявши - плачем"!
Изменено: Nikky - 11.06.2021 23:46:35
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
Село [B]Вильва [/B]Соликамского района, ранее относилось к Чердынскому уезду. Здесь в семье священника Богоявленской церкви в 1873 году родился мой прадед Дмитрий Дмитриевич Мамин.
В Вильву мы с Юрием Даниловичем Исуповым ехали из Чердыни, через Каму переправлялись на пароме.
Изменено: Nikky - 11.06.2021 15:05:27
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 

Далее мой путь лежал на север Пермского края, в бывший Чердынский уезд.

В Чердыни есть краеведческий музей, основанный в 1899 году моим далеким предком Дмитрием Аристарховичем Удинцевым, который в то время служил председателем Чердынской земской управы. В архиве музея хранится богатейшая коллекция документов церквей Чердынского уезда, с которой благодаря помощи сотрудников музея мне удалось немного познакомиться.

Что же касается самой Чердыни, то о впечатлениях от этого города пожалуй нельзя сказать лучше, чем это сделал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (см. фото памятного знака в Литературном сквере).

В Чердыни мы были вместе с Сергеем Ивановичем
Огарышевым, его супругой Екатериной и краеведом из Нижнего Тагила Юрием Даниловичем
Исуповым. Предки Юрия Даниловича жили в Чердыни.
Изменено: Nikky - 10.06.2021 17:07:10
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 

Главное событие моей прошлогодней поездки!

Село Калиновка Чернушинского района, 24 сентября 2020 г.

Благочинный Чернушинского округа протоиерей Сергий Пашкевич в сослужении священников Олега Карпеева и Алексия Глумова освятил поклонный крест возле здания Николаевской церкви села Калиновка, где более века назад были погребены священник Федор Соколов и мой прапрадед священник Дмитрий Мамин.

Низкий поклон и сердечная благодарность всем, кто участвовал в подготовке и осуществлении этого события - духовенству, прихожанам и жителям села!

Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 

С Сергеем Ивановичем Огарышевым ездили в пос. [B]Павловский [/B]Очерского района, где четверть века жил и скончался в 1974 году [B]протоиерей Николай Аполлинариевич Мамин[/B]. Николай Аполлинариевич – последний священнослужитель в роду Маминых.

На кладбище поселка Павловский настоятель храма святых апостолов Петра и Павла о. Алексий Казанцев отслужил заупокойную литию на могиле Николая Аполлинариевича и его супруги. Вместе мы съездили в дер. Ромаши, где сохранилось здание церкви, в которой служил о. Николай. В то время это был единственный действующий храм в округе, и верующим поселка Павловский приходилось пешком преодолевать путь около 8 километров. Храм в Ромашах был закрыт в 1980-х годах.

О. Алексий показал нам дом в Павловском, в котором жила семья О. Николая Мамина.

Огромное спасибо Сергею Ивановичу за помощь в осуществлении этой поездки!

Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
Село [B]Шерья[/B] Нытвенского района. Здесь в Богородице-Одигитриевской церкви с 1849 года служили представители семьи [B]Лебедевых[/B]: священники [B]Петр и Михаил Дионисиевичи[/B] (родные братья), псаломщик Николай Михайлович. Потомки последнего жили в Шерье где-то до начала 1990-х годов.
Отец братьев Лебедевых, [B]Дионисий Алексеевич [/B][B]Ижевский[/B] (выходец из села Ижевского Рязанской губернии; это место рождения К.Э. Циолковского), с 1837 года служил настоятелем Спасской церкви Нытвенского завода. Умер в 1851 году и был похоронен в Шерье. Старший брат, протоиерей [B]Иоанн (Иван) Дионисиевич[/B] служил в Перми в храме Рождества Богородицы, позднее в Петро-Павловском соборе. В 1860-х годах был настоятелем церкви при Пермской мужской гимназии. Умер в 1883 г., был похоронен в Перми на кладбище при Кафедральном соборе.
Дочь Петра Дионисиевича Лебедева - [B]Юлия Петровна, в замужестве Мамина[/B] - моя прапрабабушка.
В Шерье за алтарем храма - на том месте, где были захоронения церковнослужителей - стараниями настоятеля храма о. Марка Сокольщика был установлен поклонный крест. Среди погребенных здесь - умершая в 1911 г. вдова священника Михаила Лебедева Любовь Ефимовна, урожденная Луканина. Она приходится родной тетей священномученику о. [B]Вениамину Васильевичу Луканину[/B] (об о. Вениамине смотрите информацию здесь: [URL=http://permkraeved.ru/forum/messages/forum17/topic58/message155/#message155]http://permkraeved.ru/forum/messages/forum17/topic58/message155/#message155[/URL])
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
Пермский район, пос. [B]Старые Ляды[/B] (в дореволюционных источниках - село Усть-Сылва). Расположено в месте впадения реки Лядовки в Сылву.
Церковь Сретения Господня.
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 

Поселок Пашия Горнозаводского района – бывший [B]Архангело-Пашийский завод[/B] князей Голицыных. Чугунолитейный завод был основан в 1786 г. С 1935 г. завод перепрофилирован на производство цемента.

Одновременно со строительством завода началось строительство Свято-Троицкой церкви. Первый престол (престол во имя Богоявления Господня) был освящен в 1791 г.

В 1929 году церковь была закрыта. Начались многократные попытки приспособить здание церкви под другие нужды: школьные мастерские, кинотеатр, хлебопекарня… На сегодняшний день церковь стоит в руинах, планов ее восстановления нет. Из внутреннего убранства церкви до нашего времени сохранились лишь несколько деревянных скульптур, вывезенных в 1920-е годы и хранящихся в Пермской государственной художественной галерее.

За алтарем церкви существовало кладбище, на котором хоронили церковнослужителей и выдающихся жителей заводского поселка. Среди погребенных здесь – священник Николай Дмитриевич Мамин, бывший настоятелем Свято-Троицкой церкви с 1875 по 1896 годы. После закрытия церкви кладбище было уничтожено. В наше время при прокладке коммуникаций были обнаружены фрагменты надгробий. Мы с директором Пашийской библиотеки Валентиной Павловной Чувызгаловой осмотрели эти надгробия, которые были вывезены на окраину поселкового кладбища. На нескольких удалось разобрать даты смерти погребенных. Так как большинство метрических книг Архангело-Пашийской церкви доступны на ресурсе «Поколения Пермского края», я предложил попробовать поискать соответствующие записи. И действительно, под указанными на надгробиях датами обнаружились записи об умерших, которые были похоронены в церковной ограде. Причем Валентина Павловна, которая много лет занимается историей Пашии, сказала, что эти имена ей хорошо известны!

Я предложил пашийским краеведам провести работу по составлению на основе метрических книг (которые за период с 1800 по 1917 годы сохранились практически полностью, за исключением трех-четырех лет) списка тех, кто был похоронен возле церкви. Впоследствии данный список может быть использован, например, при установке соответствующего памятного знака.

Более подробный рассказ об Архангело-Пашийском заводе и о священнике Николае Мамине - на моем канале на Дзене: [URL=https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/sviascennik-nikolai-mamin-i-arhangelopashiiskii-zavod-602eb8613ad6ee787c70b98d]https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/sviascennik-nikolai-mamin-i-arhangelopashiis...[/URL]

А по этой ссылке - продолжение экскурсионной программы: рассказ о пешей прогулке от Пашии до райцентра - города Горнозаводска - и немного о самом Горнозаводске

[URL=https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/ot-pashii-do-gornozavodska-6047744a44edc666812d3046]https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/ot-pashii-do-gornozavodska-6047744a44edc6668...[/URL]

Изменено: Nikky - 08.06.2021 16:47:57
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
Теперь "экскурсионно-туристическая" часть поездки.

В 40 километрах от Перми, на берегу Камы, находится архитектурно-этнографический музей, который по расположенному рядом селу носит название Хохловка. В нем собраны образцы деревянного зодчества Пермского края конца XVII - начала ХХ в. Музей довольно хорошо организован в смысле расположения экспозиции. На территории оборудованы выставочные площадки и зоны отдыха, есть небольшое кафе (чайная), оформленное в соответствующем стиле. У каждого экспоната размещены подробные информационные стенды. Не обижена вниманием и природа Прикамья - ей также посвящены специальные стенды (кстати, довольно оригинально оформленные). В связи с коронавирусом мероприятия в музее сейчас не проводятся, людей очень мало. Сегодня, например, кроме меня из посетителей было еще только несколько человек. Словом, ничего не мешает наслаждаться природой и мастерством строителей прошлых веков.
Полный альбом с фотографиями смотрите здесь: [URL=https://vk.com/album3603866_276586793]https://vk.com/album3603866_276586793[/URL]

Из недостатков я как турист бы отметил бы явное неудобство транспортного сообщения: от Перми до Хохловки ходит автобус (в пути чуть больше часа), но у него всего 4 рейса в день. Поэтому пришлось уезжать на такси до Гайвы и там уже пересаживаться на городской автобус.
Изменено: Nikky - 04.06.2021 22:22:53
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
12 сентября мы с Дмитрием и его женой ездили в село Алтынное Октябрьского района (до революции оно называлось Алтыновское и относилось к Красноуфимскому уезду). Если бы наши предки были не священноцерковнослужителями, а помещиками – это село можно было бы пожалуй назвать «родовым имением» - здесь они жили и служили Богу более 50-ти лет!
Наша поездка началась с поселка Октябрьский. Здесь мы наконец познакомились лично с директором районного музея Сергеем Анатольевичем Целищевым, который очень помог мне в моих исследованиях. Поговорили, осмотрели экспозицию музея. Музей хоть и небольшой по площади, но в нем много того, что стоит посмотреть. Тем более с таким интересным рассказчиком, как Сергей Анатольевич! Также в музее мы встретились и познакомились с Главой Октябрьского района Георгием Васильевичем Поезжаевым, который проявил интерес к нашей экспедиции.
По дороге в Алтынное мы заехали в пос. Тюш. Настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Тюше – протоиерей Михаил Пантюшев – окормляет также и Алтыновский приход.
Храм в Тюше был построен в 1830-х годах, действовал до 1935 г. В 1993 году вновь освящен и с тех пор постепенно восстанавливается: воссоздана утраченная колокольня, построено здание для воскресной школы. Отец Михаил все нам показал и рассказал. В разговоре речь зашла о могиле священника возле Тюшевского храма. В советское время место погребения оказалось на соседнем с храмом участке, где до недавнего времени располагался жилой дом. Вот кто-то так и жил – с могилой в огороде… С Божией помощью, этот участок возвращается храму. Оказалось, что священник, похороненный в Тюше – Михаил Иродионович Введенский – приходится родным дядей священнику Федору Соколову, который похоронен возле церкви в Калиновке вместе с моим предком Дмитрием Маминым!

И вот мы наконец в Алтынном! Представители нашего рода не были здесь более ста лет, причем большую часть этого времени никто из нас даже и не подозревал, что нас что-то связывает с этим населенным пунктом. Я так вообще до недавнего времени понятия не имел о его существовании! Конечно, приехал я сюда хорошо подготовленным: благодаря фотографиям Сергея Анатольевича, сделанным несколько лет назад, переписке с коллегами-краеведами и работе с архивными источниками – я довольно неплохо представлял, что именно мы увидим. Но поверьте, никакое «заочное», теоретическое знание не сравнится с непосредственной встречей с GENIUS LOCI – «духом места». Эти ощущения настолько трудно выразить словами, что лучше и не буду пытаться. Смотрите фотографии, читайте комментарии. Альбом с фото доступен здесь: [URL=https://vk.com/album3603866_276576044]https://vk.com/album3603866_276576044[/URL]
Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 

В тот же день мы съездили в Зверево, пообщались с о. Олегом Карпеевым, который взял на себя хлопоты по приведению в порядок захоронений возле здания храма в Калиновке. Буквально за неделю до моего приезда еще производились работы по поиску захоронений – территория вокруг храма расчищалась от зарослей кустарника, опрашивались старожилы, которые что-то помнили о месте расположения захоронений, территория обследовалась при помощи специально привезенного из Перми геолокатора. Так получилось (воистину, это было предопределено свыше!), что один из дней производства этих работ - 3 сентября (21 августа по старому стилю) - совпал со 120-летней годовщиной смерти погребенного здесь священника Димитрия Мамина. В этот день на месте его погребения была отслужена заупокойная лития. Полагаю, что это была первая церковная служба в Калиновке после закрытия церкви в 1930-х годах. Вот репортаж об этом событии в группе Покровского прихода дер. Зверево: [URL=https://vk.com/wall-103574394_451]https://vk.com/wall-103574394_451[/URL]

Поездка 2020 года - рассказ о моей поездке на Урал в сентябре-октябре 2020 года
 
Данную поездку пожалуй следовало бы назвать экспедицией, скорее даже ИКСпедицией (привет А.А. Милну и Борису Заходеру!) – слишком уж много было неизвестных, несмотря на то, что поездка готовилась заранее. В итоге благодаря помощи друзей все получилось.

В первый день после ночного перелета в самолете с неоткидывающимися креслами, трех часов ожидания в аэропорту и двух с половиной часов в маршрутке я оказался в городе Чернушке. Познакомился с живущими там родственниками. Примечательно, что еще несколько месяцев назад мы понятия не имели о существовании друг друга – семейные связи были прерваны еще в эпоху наших прадедов.

В тот же день вечером с моим пятиюродным братом Дмитрием Маминым (!!!) съездили в село Калиновка. Добирались километров 30 в основном по проселочным дорогам. По пути пошел довольно сильный дождь (вероятно, питерская погода как-то «просочилась» в мой чемодан и прилетела со мной в Пермь), в какой-то момент мы даже подумали, что вообще что вряд ли сможем выйти из машины... К нашему удивлению, в Калиновке дождя не было. Побродили вокруг здания церкви, зажгли лампадку на месте погребения предположительно моего прапрадеда. Красными прутиками (видны на фото) отмечены границы захоронения, обнаруженные при помощи геолокатора. Немного побродили по селу. И только мы собрались уезжать, как пошел дождь! Такое впечатление, что погода специально сделала перерыв, чтобы мы смогли побывать в этом месте.
Изменено: Nikky - 04.06.2021 22:17:59
Библиография, Ссылки на ранее опубликованные статьи
 
XVII Смышляевские чтения. Пермь, 19 мая 2021 г.
Пленарное заседание.

Мое выступление начинается с 1:09:20

[URL=https://www.youtube.com/watch?v=JGNSHgwgaKc&t=4152s&ab_channel=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B8%D0%BC.%D0%90.%D0%9C.%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE]https://www.youtube.com/watch?v=JGNSHgwgaKc&t=4152s&ab_channel=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0...[/URL]
Библиография, Ссылки на ранее опубликованные статьи
 
Эфир "Свое ТВ" (г. Березники), октябрь 2020 г.
[URL=https://vk.com/wall-72678479_64278]https://vk.com/wall-72678479_64278[/URL]
Родственные фамилии, Сведения о пермских церковнослужителях, которые были в родстве с представителями семьи Маминых
 
До начала XX века браки лиц духовного звания заключались в основном "среди своих" - многие представители этого сословия (внутри одной губернии по крайней мере) состояли между собой если не в родстве (более или менее близком), то хотя бы в свойстве.
В этой будет размещаться информация о семьях пермских священнослужителей, которые были в родстве с Мамиными.
Страницы: 1 2 След.



© 2012 – 2022. Краевед Прикамья

Все права защищены. Перепечатка только со ссылкой на авторский материал.
Разработка и поддержка: Рекламная студия «Рубин Системс»

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru
Hand Made Studio MaryKat. Декоративные корабли для вашего интерьера.

×
Вход на сайт