Краевед Прикамья

 

Всемирный потоп

Страницы: 1
RSS
Всемирный потоп
 
Настоящая тема посвящена Всемирному потопу.

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

2-е послание Петра 3: 3–7.
 
Упоминание потопа Тертуллианом. При нем от Содома и Гоморры еще пахло гарью. А яблоки, выросшие на той земле, рассыпались в пепел. Интересный эффект.
На фотографии – яблоня на нашем дачном участке (в качестве иллюстрации).


XL.

Напротив, сборищем можно назвать собрание той толпы, которая ненавидит и злоумышляет против этих добродетельных людей, которая требует с криками крови невинных, которая пользуется для оправдания своей ненависти пустым предлогом, будто христиане – причина всех общественных бедствий, всех государственных потерь... Тибр ли подходит к стенам Рима, Нил ли недостаточно разливается по пашням, стоит ли засуха, происходит ли землетрясение, случится ли голод или чума – тотчас начинают кричать: christianos ad leonem! (христиан ко льву)!
Как! Столько людей на растерзание одного льва! Но раньше Тиберия, т.е. до пришествия Христа, разве весь земной шар и различные города не потерпели массы бедствий? Мы знаем, что Гиераполь, острова Делос, Родос и Кос затонули с тысячами жителей. Платон упоминает, что Атлантическое море похитило у Азии и Африки большую часть суши, чем остается теперь. Землетрясение высушило Коринфское море, a Лукания, напором волн отделенная от Италии, стала островом Сицилией. Подобные катастрофы прошли не без погибели жителей. Где были – не скажу христиане, презирающие ваших богов – а сами боги ваши, когда потоп покрыл водой весь земной шар или, как полагал Платон, только равнины? Города, где родились и умерли ваши боги, равно как и те, которые они даже построили, свидетельствуют, что боги ваши позднее потопа, так как и сами города не уцелели бы, если бы их основание предшествовало потопу. Иудеи, выйдя из Египта, задолго до возникновения христианства, не успели еще укрепиться в Палестине, как огненный дождь попалил пограничные с ними города Содом и Гоморру; земля еще до сих пор пахнет гарью; растущие там яблоки можно только смотреть, не беря в руки: при малейшем прикосновении они рассыпаются в пепел. Ни Этрурия, ни Кампания не жаловались на христиан, когда небесный огонь поразил город Вольсинии, а извержение вулкана истребило город Помпею.
Никто в Риме не поклонялся Истинному Богу, когда Аннибал после поражения при Каннах измерял мерой римские перстни. Все боги ваши почитались всеми еще, когда сеноны осадили самый Капитолий. Так как те же самые бедствия, которые выпадали на долю городов, терпели одинаково и храмы богов, то вы сами понимаете, что эти бедствия происходят не от ваших богов, которые при этом не менее страдают от происходящих бедствий. Во все времена человеческий род мало угождал Богу; во-первых, не стараясь познать Его, хотя Он и открывался отчасти, люди почитали богов своего собственного изобретения; во-вторых, не находя покровителя невинных и судьи – мстителя виновных, люди впали во всякие пороки и преступления. А если бы они искали Бога, они познали бы Его; познавши, стали бы чисты. Угождая же Ему, узнали бы, что Бог милосерд. Бог, который карал людей до появления христиан, тот же самый, который карает и теперь. Бог сначала творил добро людям; но люди, не зная их благодетеля, создали себе идолов. Неужели они не поймут, что кары и бедствия ниспосылаются Тем, Чьих благодеяний не умели оценить? Ведь кара не более, как следствие их неблагодарности. Впрочем, если сравнить предшествующие и позднейшие бедствия, то мы увидим, что эти бедствия стали слабее с тех пор, как, по милости Божией, появились в мире христиане. С этого времени невинность умерила и уравновесила вековую неправду, и появились ходатаи людей перед Богом. Когда засуха грозит неурожаем, вы приносите жертвы Юпитеру, вы объявляете народу о паломничестве босыми ногами для молитвы о даровании дождя; на Капитолии ищете неба; на сводах храма ожидаете появления туч, позабыв и небо, и Бога… И во все это время настежь открыты бани, кабаки, дома терпимости...
Мы же, истощенные постами, очищенные всякого рода воздержанием, удалившись от житейских наслаждений, покрытые вретищем и пеплом, смягчаем гнев Неба; а как только Оно склонится милостиво на наши мольбы, вы прославляете Юпитера, пренебрегая истинного Бога.

«Апологетикон». Тертуллиан.
IMG_5369.JPG (850.11 КБ)
Изменено: Сергей Огарышев - 26.11.2022 08:29:26
 
Журнал «Академические Известия 1781 года, Месяц Июнь» просто и ясно говорит о том, что горы и угоры западного предгорья Урала образовались в результате потопа – «бывшего наводнения». Доказательством этому являются окаменелые деревья и массы речных голышей и булыжника, которые находятся внутри них.

Вот фрагмент статьи «Примечания, Служащие к познанию мест, естественной Истории и домостроительства в Западной части Урала и по реке Каме» из вышеупомянутых «Академических Известий»:

Западное предгорье Урала по левую, а отчасти также и по правую сторону Камы, состоит, выключая немногие крутые горы, из возвышающихся по малу угорков, а оные из шиферных слоев и песчаного камня; в иных же местах лежат попеременно также слои суглинка, известного камня и мергеля (рыхляку): но некоторые горы и не имеют песчаного камня. По разным местам попадается в песчаном камне множество речных голышков или булыжнику, также и окаменелого дерева, что служит доказательством происхождения оных гор от бывшего наводнения. – Поверхность гор и ровных между ими мест большею частью плодородна и покрыта хорошим лесом, а отчасти засеяна бывает хлебом. По местам попадаются богатые железною рудою гнезда и слои.

Это в точности совпадает с тем, что я говорю уже несколько лет:

«Западная и южная части Пермского края имеют преимущественно холмисто-увалистый рельеф. Такая форма поверхности образовалась в результате гигантской катастрофы, следы которой сокровенно хранит в себе сегодня уральская природа. О катастрофе свидетельствует большое количество окаменелых деревьев, которые обнаруживаются повсюду. Холмы и увалы образовались в результате перемещения огромных масс песка, галечника и других пород в водах Всемирного потопа и их последующего осаждения. В процессе перемещения и осаждения пород произошло захоронение деревьев и другой растительности древнего мира, а после схождения вод – их одновременное с породами окаменение. С тех пор и остались деревья внутри холмов и увалов. Быстрое окаменение обеспечило их сохранность от разложения и исчезновения без следа. Ландшафт края за несколько тысяч лет, прошедших со времени Всемирного потопа, существенно не менялся».

На фотографии показаны куски окаменелого дерева, найденные в окрестностях села Аспы Уинского района Пермского края, нашим другом Сергеем Агафоновым. Вся эта территория состоит из гор и угоров. Именно через Сергея более десяти лет назад я увлекся поиском окаменелых деревьев, большое спасибо ему за это. Фотографии сделаны 7 июля 2013 года.
P7079303.JPG (1.69 МБ)
P7079301.JPG (1.63 МБ)
0744.jpg (2.61 МБ)
0745.jpg (2.6 МБ)
 
Эдуард Зюсс (1831–1914), один из самых выдающихся геологов своего времени. Родился в Лондоне, жил в Вене. Автор локального Всемирного потопа. Именно через Зюсса в геологических учебниках и книгах Всемирному потопу была отведена роль естественного наводнения, которое имело место быть только в границах месопотамской равнины. Зюсс и его последователи оболгали Священное Писание. Библейский потоп, воды которого покрывали всю планету и принесли глобальные преобразования по всему лику Земли, перечеркивал миллионы лет, необходимые для теории эволюции. Потоп препятствовал созданию системы атеизма в науке, его требовалось удалить из сознания людей. Сделать это сразу было невозможно. Поэтому, действовали постепенно. Сначала потоп уменьшили до капли в море и поместили в Месопотамию, затем забыли и про этот вариант.
Вклад Зюсса в мировую ложь о Всемирном потопе запечатлен даже в его некрологе. А это говорит о многом. Это своеобразная печать. Приводя в некрологе краткий очерк классического труда Э. Зюсса «Лик Земли» («Das Antlitz der Erde»), профессор Н. Каракаш перечисляет его следующие заключения о потопе:

«В первой части рассматриваются движения земной коры. Эта часть состоит из нескольких очерков, не связанных тесно друг с другом. Первый очерк (глава 1-я) посвящен одному из самых грандиозных явлений природы, о котором в истории сохранилась память, именно всемирному потопу. Приведя целый ряд геологических фактов и повествований различных народов, автор приходит к следующим заключениям:
1) Событие, известное под именем всемирного потопа, имело место в Нижнем Евфрате и выразилось, главным образом, наводнением очень значительным и разрушительным, затопившим месопотамскую равнину.
2) Существенной причиной этого события было весьма сильное землетрясение, которое ощущалось в области Персидского залива или еще южнее и которому предшествовало несколько толчков меньшей силы.
3) Весьма вероятно, что в период самых сильных толчков пришедший с юга циклон проник в Персидский залив.
4) Сказания других народов никоим образом не дают нам права допустить, что потоп перенесло за пределы нижнего бассейна Евфрата и Тигра и еще менее утверждать, что он распространился на всю землю.
Именно воспоминание об этом событии, под влиянием различных гипотез и вследствие странного стечения обстоятельств, проникло, сохранившись в течение тысячелетий в памяти народов и в древних священных книгах, в область геологических знаний и дало начало выражениям дилювий, дилювиальные формации, дилювиальные отложения.
Потоп был сильный и разрушительный, но ничто не указывает на то, что он занимал обширную площадь.
Вот, в кратких словах, как рисуется геологу в главных чертах это великое явление природы: в течение определенного сейсмического периода, сотрясения земли могли в несколько приемов нагнать воды Персидского залива на равнину, окружающую устья Евфрата.
Обеспокоенный этими наводнениями, некий предусмотрительный человек по имени Азиз-Адра (Hasis-Adra), т.е. «мудрец, боящийся богов», сооружает корабль для спасения себя и своих близких и законопачивает его асфальтом, как это делают еще и теперь по берегам Евфрата. Подземные толчки усиливаются и он убегает со своими на корабль; подземные воды выбиваются из трещин, образовавшихся на равнине; значительное падение барометрического давления, характеризующее страшные бури и ливни, вероятно также и циклон, идущий из Персидского залива, все это сопровождает наиболее сильные проявления сейсмической силы. Всеразрушающее море хлынуло на равнину и, подняв на свои волны спасательный корабль, отбросило его далеко вглубь страны, посадив на мель на вершине одного из миоценовых холмов, окружающих с севера и северо-востока равнину Тигра, ниже устья Малого Заба (Zab).
Это событие дает повод автору рассмотреть ряд фактов, происшедших в нижней части бассейна больших рек».

Зеркальным отражением Эдуарда Зюсса в России был Иван Васильевич Мушкетов (1850–1902), крупный геолог и географ, автор фундаментальной «Физической геологии», в первом томе которой содержится статья «Сказания о потопах» с идентичными выводами.

Некролог Э. Зюссу целиком можно посмотреть и скачать здесь: https://disk.yandex.ru/d/E-ZAyOm3QKYUEA
Карта месопотамской низменности взята в Википедии.
0004.jpg (2.4 МБ)
0000_001.jpg (2.06 МБ)
0001_рис.jpg (495.14 КБ)
 
Стяжения в песчанике. Кама. Пермский край. 5 мая 2022 г.

В день моего рождения, 5 мая 2022 года, мы с супругой решили сделать себе выходной и поехали на Каму, в одно из любимых мест. Можно назвать его хранилищем стяжений в песчанике. Тут их в берегу, наверное, целый миллион. Формы самые разнообразные, причудливые. Это явное чудо. Большое количество и концентрация таких образований говорит о том, что они появились в один промежуток времени, в результате одного, какого-то крупного процесса. И совсем не посуху. Думаю, что все эти стяжения возникли в результате Всемирного потопа, после схождения вод и окаменения пород. В этих же береговых толщах есть окаменелые деревья и крупные минерализованные кости животных.

Приглашаем посмотреть слайд-шоу из фотографий с музыкальным сопровождением.




https://youtu.be/ImNKPMfhCTY
Изменено: Сергей Огарышев - 15.05.2022 07:44:06
 
«Окаменелые деревья открывают историю происхождения ландшафта Пермского края. Растительность времен Ноя в холмах Западного Урала»

Моя первая статья на тему Всемирного потопа в печатном издании, и вообще. Газета «Разумный Замысел» (Украина). 2013 год. Издатель сам вышел на меня и настоял, чтобы я написал ее. В конце я немного пугаю людей Страшным Судом, теперь этого не делаю. Поумнел.

В большом размере изображения можно скачать здесь: https://disk.yandex.ru/d/MArxeV2RW86Kzw
Изменено: Сергей Огарышев - 16.05.2022 12:30:36
 
Мелхиседек же тот был Сим, сын Ноя…

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Послание к Евреям. Глава 7

Таково и значение самого имени Мелхиседек, то есть царь правды и царь мира (ср.: Быт. 14, 18). Апостол доказывает, что уже в самом имени его предызображено таинство благодати и правды Сына, Господа Мелхиседека. Мелхиседек же тот был Сим, сын Ноя. Что он существовал во дни Авраама, Исаака и Иакова, это, как думают некоторые, показывает Книга Бытия. А что он обитал в Салиме, как в своем наследии, это открывается из уделов тех племен, которые наследовали землю дома Хамова (ср.: Евр. 7,1–2). Он был без отца и без матери и без родословия (Евр. 7,3) – не сам Мелхиседек, но имя Мелхиседека не записано в родословиях, как и имя Израиля. Однако Сим и Иаков имели отца, мать, начало и конец жизни, как и имена их вписаны в родословия. Имена же Мелхиседек и Израиль ничего этого не имели – их обоих прославил Бог этими двумя, данными им от Него именами. И он уподобляется Сыну Божию по своему священству, так как пребывает вовек священство Мелхиседека, но опять – не в самом Мелхиседеке, а в Господе Мелхиседека…




https://youtu.be/seKM2yOaDrM
Изменено: Сергей Огарышев - 06.06.2022 11:17:49
 
Всемирный потоп произвел на людей, спасшихся от него, подавляющее впечатление. Не только люди, видевшие его своими глазами, но и потомки их, под влиянием живого предания о катастрофе, могли быть в постоянном страхе от мысли, что он может повториться 1). Каждый сильный дождь мог приводить людей в ужас. Недаром из всех преданий человеческих предание о потопе всего глубже осело в памяти людей и наиболее распространено. Хотя Бог и дал обетование людям, что не будет более потопа на земле, однако же одно это обетование, передаваемое словесно из рода в род, но не оживляемое в воспоминании постоянно каким-либо наглядным способом, при возможном ослаблении или искажении веры в незримого Виновника его, могло утратить свое успокоительное действие; между тем как тревожное воспоминание о потопе могло оживляться всякий раз при каком-либо грозном или загадочном атмосферном явлении. Поэтому Бог указал людям на радугу, как на напоминание о Своем обетовании, как на удостоверение того, что потопа на земле не будет. Причина, почему из всех повторяющихся явлений окружающей природы Бог избрал для этой цели именно радугу, понятна: явление радуги связано с явлением дождя, и потому с оживлением воспоминания о потопе связано напоминание о том, что его более не будет. Но каким образом радуга, явление которой обуславливается именно дождем, могла выражать собою самую идею, заключающуюся в обетовании Божием? Известно, что радуга появляется только тогда, когда одна часть горизонта покрыта облаком, из которого идет дождь, а другая часть свободна от облака, и на ней сияет солнце. Когда весь горизонт бывает покрыт облаком, и солнце нигде не просвечивает, радуги не бывает. Таким образом явлением радуги вызывается представление о том, что облако не бесконечно, не беспросветно, дождь не беспрерывен. Такое представление естественно приводило на память обетование Божие о неповторяемости потопа, произведенного беспрерывным 40-дневным дождем из облака, одевшего беспросветною пеленою весь шар земной 2). Радуга могла служить еще более наглядным знаком обетования о неповторяемости потопа, если она была явлением только послепотопного времени, не имевшим места в допотопное время. Мы допускаем возможность последнего. Случается и ныне, что пары в атмосфере начинают сгущаться разом на громадном пространстве. Солнце скрывается еще прежде, чем начинается дождь. Образуется облако на пространстве многих десятков, а иногда и сотен верст, и затем начинает идти дождь, беспрерывный, продолжающийся сутки, двое и трое (ненастный, обложной дождь). Наконец дождь прекращается, а небо еще долго остается покрытое облаком, пока последнее не пройдет и не появится солнце. При таких условиях радуги не бывает. Предположим, что в допотопное время, при некоторых особенностях тогдашнего состояния нашей планеты (напр., меньшее пространство суши, большая влажность атмосферы, несколько иная температура, и проч.) такой процесс орошения земли дождем был обычным, и что тогда совсем не было таких сравнительно малых, сконцентрированных облаков, которые, покрывая только часть видимого горизонта и роняя на ограниченном участке земли дождь, другую часть горизонта оставляют открытою с сияющим на ней солнцем, – тогда мы можем допустить, что допотопные люди совсем не видали радуги. Подтверждением этому предположению может служить самый текст Библии, согласно которому Бог сказал: «Я полагаю дугу Мою в облаке». Это можно понимать так, что Бог, Своим особым устроением вводя землю в новый период существования, положил начало тому соотношению сил природы, действующих на земле, которое сделало возможным появление радуги.

1) Этот страх пережил тысячелетия. Не далее, как в 1529 году, в Тулузе построили даже ковчег в ожидании потопа. И. Мушкетов. Сказания о потопах. Горный журнал. 1855 г. Т. IV, стр. 486.

2) В радуге, как знаке неповторяемости потопа, мы видим новое подтверждение нашей мысли, что причиною потопа был только дождь, и что под «источниками бездны» подразумеваются не подземные водохранилища, а скопления воды в мировом пространстве. Между радугой и истечением вод из подземных водохранилищ нет никакого соотношения.

Из статьи Я.А. Богородского «Всемирный потоп», напечатанной в журнале «Православный собеседник». Издание Казанской духовной академии. 1906. Часть вторая.

На фотографии – радуга над Пермью, вид на ж/д вокзал «Пермь II», 19.09.2016 г.
IMG_9356_4000.jpg (1.15 МБ)
Изменено: Сергей Огарышев - 14.03.2023 09:31:41
 
Когда-то самаритяне считали, что гору Гаризим Потоп не затронул.



Направляясь в Иерусалим, рабби Йонатан и простой еврейский погонщик скота проезжали окрестностями Шомрона, где жили кутим (самаритяне). Эта секта обращенных в иудаизм поселилась в Эрец Исраэль по распоряжению ассирийского царя после изгнания Десяти Колен. Кутим верили в Ашема и соблюдали многие законы Торы, но, тем не менее, оставались идолопоклонниками, молившимися в собственном храме на горе Геризим.
К рабби Йонатану и его спутнику присоединился один кути. По дороге он спросил у р. Йонатана:
"Куда вы держите путь?"
"Я направляюсь в Иерусалим, – отвечал рабби Йонатан, – чтобы помолиться возле руин Храма".
"Зачем ехать так далеко? – заметил кути. – Вместо того чтобы молиться в развалинах, вам следует помолиться на нашей святой горе Геризим".
"Что делает вашу гору святой?"
"История, – отвечал кути. – Эту гору не затронул Потоп, погубивший мир во времена Ноаха".
"Откуда вы знаете это?" – спросил рабби Йонатан.
Кути пояснил: "Мы поняли это из стиха (Ехезкель 22:24), в котором пророк обращается к Эрец Исраэль: "Ты, Земля, не очищенная от грехов своих жителей; дождь не падет на тебя в день (Б-жьего) гнева". Этот стих подразумевает, что Потоп не затронул Эрец Исраэль благодаря святости горы Геризим".


Гемара (Зевахим 113а) обсуждает значение этого стиха. В соответствии с мнением одного мудреца, Эрец Исраэль избежала Потопа (что показывает величие Эрец Исраэль), но, по мнению другого мудреца, Потоп затронул и Святую Землю.
Но даже в соответствии с первым мнением, хотя Эрец Исраэль пощадил ливень и воды бездны, затопившие остальной мир, тем не менее, ее залили воды, пришедшие извне (Рамбан, Берешит 8:11). Это мнение подтверждают и слова Пиркей дерабби Элиэзер (23):
"Дождь Потопа не пал на Эрец Исраэль, но воды других стран залили и ее".

Рабби Йонатан возразил: "Если это так, то почему Ашем приказал Ноаху строить ковчег? Ведь Он мог просто поместить его на вершине горы Геризим до тех пор, пока не сойдут воды Потопа".
"Б-г мог спасти Ноаха разными способами, как полагаете вы, – отвечал кути. – Но в действительности Он желал испытать Ноаха и посмотреть, сможет ли он соорудить ковчег, не обращая внимания на насмешки окружающих".
Рабби Йонатан не мог найти ответа.
Тут их перебил еврей – погонщик скота: "Вы разрешаете мне участвовать в споре?" – спросил он рабби Йонатана.
"Говори", – согласился мудрец.
Повернувшись к кути, погонщик поинтересовался: "Гора Геризим стоит под небесами?"
"Да", – согласился кути ("А где же ей еще быть?").
"А разве в стихе не сказано, – продолжал погонщик. – "Воды поднялись на высоту 15 локтей и покрыли все горы под небесами (включая и гору Геризим)?!"
Остроумный ответ простого еврея понравился рабби Йонатану. Он спустился с осла, посадил на него погонщика, а сам пошел рядом. Этим он выказал погонщику уважение в соответствии с изречением: "Тот, кто узнает от своего друга главу Торы или алаху, стих или новую мысль, должен относиться к нему с почтением".


Из книги рабби Моше Вейсмана «МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ. ДВАРИМ», Швут Ами, Иерусалим, русский перевод Цви Вассермана, 1997. С. 133–135.



Рабби Йонатан пошел помолиться в Иерусалим 158; когда дошел он до одного дворца 159, встретился ему самаритянин 160 и спросил: куда ты идешь? Ответил ему [рабби Йонатан]: помолиться в Иерусалиме. Сказал тот: а разве не лучше тебе взойти и помолиться на этой благословенной горе 161, а не молиться на тех развалинах?! 162 Спросил его [рабби Йонатан]: чем же благословенна эта гора? Сказал ему тот: тем, что она не была смыта водами потопа; как люди говорят: Земля Израиля не была смыта водами потопа163. В тот час ускользнул [ответ] от рабби Йонатана, и он не ответил [самаритянину]. Сказал погонщик его осла: учитель, дозволь мне ответить ему. Сказал тот: отвечай. Сказал [погонщик] тому самаритянину: эта гора – какой ты ее считаешь? Если она из высоких гор, то вот, написано: “[И вода усилилась на земле чрезвычайно], и покрылись все высокие горы, [которые под всем небом ]” (Берешит, 7:19); если же из малых, то написано: “На пятнадцать локтей вверх поднялась вода, и покрылись горы” (там же, 7:20) 164. Писание не учитывает низких гор вместе с горами, что были высоки, – выше написано: “И покрылись все [высокие] горы” – тем более низкие. Тотчас же замолк тот самаритянин и не нашел, что ответить. Тогда сошел рабби Йонатан [с осла] и усадил на него погонщика, и [провез] его три мили165, возглашая о нем три стиха: “Благословен будешь ты больше всех народов; не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной, ни у скота твоего” (Дварим, 7:14)166 – даже у погонщиков скота среди вас; и этот: “Всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, [и всякий язык, который предстанет с тобою на суде, ты обвинишь]” (Йешаягу, 54:17) 167; и этот: “Как дольки граната виски твои (ракатех)” – самый пустой (рейкан) в Израиле наполнен ответами, как гранат [зернышками] 168; что уж говорить об “из-под фаты твоей (ми-ба-ад ле-цаматех)” – о скромных и приверженных (мецумашин) [Всевышнему] среди вас!169

– – –

158 К развалинам Храма.
159 В оригинале палатное, от лат. palatium – “дворец”.
160 Самаритяне (кутим) – потомки десяти северных колен, смешавшиеся с переселенцами, приведенными ассирийцами из страны Кут. Их религия родственна иудаизму, но во многом от него отличается. Самаритяне были злейшими противниками евреев, вернувшихся из Вавилонского пленения; не случайно в талмудической литературе словом кути нередко обозначают еретиков вообще. Небольшая община самаритян существует до сего дня.
161 На священной для самаритян горе Гризим, где располагался их храм, видимо, названный здесь “дворцом”.
162 В чем, с точки зрения самаритянина, нет никакой пользы. Эта история призвана подчеркнуть, что место Храма сохраняет свою святость даже тогда, когда сам Храм разрушен.
163 Таково талмудическое предание; судя по всему, самаритянин верил, что это относится лишь к горе Гризим. См. выше, 1:15.
164 То есть все горы без исключения были покрыты водами потопа. См. Йома, 76а; Берешит раба, 32:11; Шмот раба, 25:7.
165 В знак уважения.
166 Это благословение здесь толкуется как говорящее о “плодах” Торы – не будет никого, кто не принесет “плодов” Торы и заповедей.
167 То есть любой из Израиля сможет достойно ответить хулителям.
168 Даже малообразованные евреи зачастую способны ответить на многие вопросы, связанные с Торой.
169 См. Берешит раба, 32:10; 41:3; Дварим раба, 3:6.

Из книги «МИДРАШ РАБА [ВЕЛИКИЙ МИДРАШ]. МИДРАШ К ПЯТИ СВИТКАМ. ТОМ ВТОРОЙ. ШИР ГА-ШИРИМ РАБА», перевод с иврита Яакова Синичкина, под редакцией Шломо Гендельмана и Хавы-Брохи Корзаковой, «Книжники», «Лехаим», Москва, 5779/2019. Стр. 398–400.



4 Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5 Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу;
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять;
14 А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа;
18 Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк;
20 Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;
22 Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев;
23 Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе:
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?»
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут;
37 Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт».
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И ещё большее число уверовали по Его слову,
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
43 По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошёл в Галилею;

Евангелие от Иоанна 4: 4–43.



Картина «Беседа Иисуса Христа с самаритянкой». Ангелика Кауфман, 1796 г.



На фотографии (взята в Википедии): город Наблус (Сихем) и гора Гаризим (881 метров над уровнем моря).
Nablus_2013.jpg (1.88 МБ)
Изменено: Сергей Огарышев - 02.11.2023 14:28:11
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)



© 2012 – 2022. Краевед Прикамья

Все права защищены. Перепечатка только со ссылкой на авторский материал.
Разработка и поддержка: Рекламная студия «Рубин Системс»

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru
Hand Made Studio MaryKat. Декоративные корабли для вашего интерьера.

×
Вход на сайт