Пермские Епархиальные Ведомости №5, 1 марта 1898 г., отдел неофициальный, стр. 92–95.
ОСВЯЩЕНИЕ НОВОГО ХРАМА В СЕЛЕ УСАНОВСКОМ ОСИНСКОГО У.
19-го октября 1897 года в селе Усановском, Осинского уезда, освящен, по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Петра, епископа Пермского и Соликамского, благочинным о. Евгением Будриным вновь устроенный каменный храм в честь Успения Божией Матери.
Св. Иоанн Златоуст говорит, что поклон, совершенный в церкви, стоит 100 поклонов положенных дома, указуя этим степень превосходства церковной молитвы пред домашней. И в самом деле, храм – это училище благочестия, сокровищница безмерного милосердия Божия к человеку имеет великое значение в жизни христианина и потому всегда отрадно слышать об освящении вновь созданных храмов Божиих. И особенно нужно радоваться по случаю освящения храмов нарочито для простолюдинов; для них храм есть книга, в которой вместо букв красуются церковные священные принадлежности, как наглядные знаки, таинственным значением поясняющие человеку отношения любвеобильного Бога к немощному человеку. С другой стороны, построенный небольшой общиной христиан (количество душ мужескаго пола в Усановском приходе только около 500) храм дает возможность служителям его сберечь много времени, столь нужного для религиозного просвещения прихожан. Поэтому понятно желание иметь больше св. храмов с небольшим количеством прихожан, чтобы пастырям церкви можно было с большею пользою трудиться, приготовляя прихожан к будущей вечной жизни.
Новосозданный храм начат был постройкою в июне 1891 г. и окончен, при помощи Божией и добрых жертвователей, к октябрю 1897 года. Это уже второй храм в Усановском приходе. Первый – деревянный, выстроенный из часовни и освященный в 1882 году, 21 февраля. Новосозданный храм весьма благолепен и зданием и внутренней отделкой. Внутри храма особенно обращает на себя внимание небольших размеров, но изящной работы иконостас Пермского мастера Мамаева.
Немедленно по получении от Владыки грамоты на освящение храма (20 сент.) и св. Антиминса (3 окт.), причтом и старостой церкви, с согласия уполномоченного на совершение освящения о. благочинного, прихожане соседних церквей были оповещены особыми печатными объявлениями о дне освящения, каковым днем было назначено 19 октября, воскресение. Не смотря на плохие осенние дороги, посторонних людей к назначенному дню собралось в Усановку неожиданное количество.
Накануне освящения прибывшими на торжество в Усановку священниками, во главе с о. благочинным, и оо. диаконами, после совершенной в свое время местным священником малой вечерни, в 6 1/2 часов приступлено было к совершению всенощного бдения, в состав которого вошли службы воскресная, обновления и Успения.
В новом храме, как еще не освященном, всенощная совершалась по обыкновению на средине храма пред освященными аналойными иконами Спасителя и храмовой и отправлялась весьма благолепно при пении на правом хоре нарочито приглашенных к сему случаю певчих Судинской церкви, под управлением псаломщика Калачникова, а на левом – любителей прихожан. В свое время был исполнен акафист Успению Божией Матери.
День самого освящения нового храма: с 5 час. утра, ко времени торжества, были отслужены в старой церкви воскресная утреня и божественная литургия. Около 9 часов, во время звона «на собор», в новой церкви совершено собором священнослужителей малое освящение воды. Вслед за этим следовало совершение, по чину, освящения престола, жертвенника, иконостаса и внутренних стен храма. Желаниe богомольцев видеть чин освящения престола было настоль сильно, что едва удалось удалить даже малую часть их из алтаря. Иначе не представлялось возможности приступить к чину освящения престола. При священном омовении престола редкий из богомольцев не старался получить что либо из вещественных знаков благодатного освящения престола – кто кусочек мыла, кто кусочек полотна, или платок и т.п. Нужно заметить, что за мылом, бывшим в употреблении при освящении престола, православные признают целительную силу при болезнях глаз, особенно у детей. По совершении освящения храма учинен крестный ход в старый храм за св. Антимисом, а затем со св. Антиминсом – вокруг нового храма, причем наружные стены храма одним из священников были окроплены св. водой. Крестный ход состоялся весьма чинный, спокойный. Этому более всего способствовали предусмотрительность предстоятеля в служении, о. благочинного, заранее распорядившегося о порядке хода и точно распределившего обязанности участников в нем, – священников, диаконов и прочих лиц, а также и распорядительность полиции. А народу было весьма много, и большие усилия требовались для поддержания порядка в настоящем случае.
Совершен крестный ход, досовершено освящение, произнесен отпуст со св. крестом и храм уготован для совершения благодатных таинств, уготовано новое селение славы Божией. Началась в обычном порядке божественная литургия, первая в новосозданном храме. Литургию совершали соборне 5 священников, во главе с о. благочинным, при 4 диаконах. За причастным стихом местным священником было произнесено поучение, в котором он, после приветствия своих прихожан и всех вообще православных с радостью устроения и освящения нового храма, выяснял значение последнего для православного христианина.
По литургии совершен молебен ко Пресвятой Владычице Деве Богородице собором всех священно-служителей, участвовавших в освящении храма.
Велика была радость прихожан при виде нового благолепного и только что освященного храма для их религиозного назидания и воспитания. Это и понятно. Стоит только сравнить старый, ветхий деревянный храм с новым. Старый храм тесен, низок, холоден, темен и неблаголепен. Совершенную противоположность представляет новый храм, могущий удовлетворять нуждам прихода и большого по числу людей, чем Усановский.
Слава Господу Богу, вложившему в ум прихожан создание храма и помощью своею не оставившему их при самом созидании; благодарение православным, принесшим свою лепту на это благое дело.
С. А. С.