Краевед Прикамья

 

Сергей Огарышев (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.
Стихи из Библии
 
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Притчи 16:32.
Стяжения в песчанике
 


https://youtu.be/NSYkfznrnhc?si=Cue295-HXiVdEhbf

Плотность стяжения в песчанике.
Изменено: Сергей Огарышев - 05.02.2024 00:16:19
Стихи из Библии
 
Если человек проживёт и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях тёмных, которых будет много: всё, что будет, суета!

Екклесиаст 11: 8.
Стихи из Библии
 
Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.

Екклесиаст 11:7.
Стяжения в песчанике
 
Стяжения в песчанике

Моя первая в жизни встреча со стяжениями в песчанике. Настоящее чудо природы. Эти тела очень интересны для исследования. Как они возникли? В сухом, окаменелом песчанике такие шары явно образоваться не могли, а только тогда, когда песчаник был отложен в результате глобального водного процесса и был в сыром состоянии.




https://youtu.be/3RX2vpr2fT8?si=ZaR_vvidQJm85nuh

Стяжения в песчанике. Очёрский район, Пермский край. 22 мая 2011 г.
Изменено: Сергей Огарышев - 28.01.2024 16:04:52
Стихи из Библии
 
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце своё, тот попадёт в беду.

Притчи 28:14.
Стихи из Библии
 
Я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна.

Псалом 118:96.
Изменено: Сергей Огарышев - 19.01.2024 20:08:46
Ядерные взрывы под Осой, мои ровесники
 
Публикуется впервые, почти через десять лет после съемки.

Интересные моменты из разговора с Рудольфом Николаевичем:

– перед взрывом из Осы была прямая связь с Брежневым Л.С. (генеральный секретарь ЦК КПСС);
– о ядерном взрыве в Осе сообщала радиостанция «Голос Америки»;
– в Березниках тоже были ядерные взрывы (очень удивительно, я об этом никогда не слышал).




https://youtu.be/cntoyEOsj7g

«Двадцать метров до ядерной катастрофы», часть 2

Воспоминания у скважины №1003.
г. Оса, Пермский край, 2 сентября 2014 г.

С Турицыным Р.Н. беседует краевед г. Осы Алексеев В.А.

Видео © Огарышев С.И.
Видео © Алексеев В.А.
Изменено: Сергей Огарышев - 11.01.2024 16:54:06
Бымовский медеплавильный завод
 
Интересно и удивительно, в Быму деревянный единоверческий храм был построен на холме из шлаков медеплавильного завода! Об этом говорится в «Путевых заметках паломника к святыням Пермской епархии», напечатанных в Пермских епархиальных ведомостях № 28 от 1 октября 1909 года. Ниже публикую фрагмент заметок, а целиком их можно скачать в отсканированном виде по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/hxVfIZnH6TaZiQ
Чудесно описана Белая гора, прочитайте эти заметки! В тексте говорится, что население Быма занималось каменными работами. Захотелось узнать, какими именно работами и какой камень употреблялся. Если местный, то должны остаться карьеры…
Прикрепляю фотографию Быма середины 1990-х. Её давал мне отсканировать в марте 2015 года Гладышев Владимир Фёдорович, председатель клуба «Пермский краевед». Владимир Фёдорович на фотографии стоит крайний слева. Где-то слева, по его словам, и стоял храм на шлаковой горке. Фотография, конечно, замечательная. Бым на ней как на ладони, вдалеке видна Белая гора. А шлаков в Быму до сих пор много. Мы любим иногда сюда заезжать, чтобы покопаться в отвалах.

Путевые заметки паломника к святыням Пермской епархии

(Продолжение *).

День уже склонялся к вечеру. Солнце обливало своими кроткими лучами окрестность. Тишина стояла поразительная и из душевной глубины невольно полились вдохновенные слова гимна иерусалимского патриарха св. Софрония: «Свете Тихий», огласившие лесную окрестность. Здесь горы и балки между ними достигают уже и более высоких возвышенностей и более значительной глубины. Среди этих гор и балок встречаются по одному и более домов хуторян, осевших на своих участках и ведущих почти отшельническую жизнь. Возвращавшийся домой житель Бымовского завода, догнавший меня на лошади, предложил мне место в своем тарантасе, и я утомленный, с благодарностью воспользовался его любезным предложением. Скоро с вершины горы мы увидели в котловине, отовсюду окруженной высокими горами, раскинувшееся многолюдное селение, а через несколько минут уже и были в нем.

Здесь существовал медноплавильный завод, первоначально принадлежавший Демидовым, затем перешедший в казну, которой был продан московскому купцу Хлудову; ныне принадлежит пермскому купцу П.С. Жирнову, но теперь бездействует. Рядом с заводом – громадный, чистый и глубокий пруд, на котором устроена водяная мельница. Бымовское соление раскинулось на значительное пространство, разделенное несколькими улицами с многочисленным населением, предметами занятий которого служат: земледелие, сапожничество, портняжество, каменные работы и т. под. Главная улица селения широка и благоприлична, обстроена весьма хорошими деревянными домами, лавок и торговых заведений здесь насчитывается до 10-ти. Климат здесь, благодаря окружающей селение цепи высоких гор, теплый и в зимнее время очень умеренный. Бымовское селение вообще производит на путешественника самое благоприятное и выгодное для себя впечатление, и я ни мало не раскаиваюсь, что в 10 часу вечера остановился здесь на ночлег, тем более, что цель путешествия моего – Белогорский монастырь, почти была достигнута, и он очень ясно представился мне при спуске к селению с одной весьма крутой горы, вырисовываясь на темени Белой Горы, в 8 верстах от Бымовского завода.

В селении существуют два храма: деревянный единоверческий, свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, имеющий крестообразную архитектуру, первоначально основанный в начале первых десятилетий минувшего столетия и затем впоследствии перенесенный на настоящее место, на искусственно насыпанный из шлаков холм. Прихожан при нем до 3600 душ. Православный храм – св. Александра Невского, первоначально деревянный, лет 45–50 тому назад сделавшийся жертвой пламени, и после того усердием своих прихожан созданный каменным. Имеет дорическую архитектуру с наружными колоннами и пилястрами. Кроме того, на вершине горы, прилегающей к селению с юга – белеет каменная сквозная часовня во имя св. пророка Божия Илии, в день празднования которому из единоверческого храма совершается сюда крестный ход. В тот же день и из православного храма совершается такой же ход в другую часовню, находящуюся на горе, по направлению к г. Кунгуру. Кладбища – единоверческое и православное – существуют отдельно друг от друга: православное – на северо-западной горе, единоверческое – на юго-западной; оба кладбища обнесены приличными оградами с растущими в них елями и пихтами, представляющими собой уже значительные рощи, среди которых есть несколько довольно приличных памятников. В самом центре селения существует двухклассное училище Министерства Народного Просвещения и Волостное Правление, помещающиеся в прекрасных и обширных домах; кроме того, здесь же существует еще и народное училище, помещающееся в особом здании. Дело народного образования в Пермской губернии, как надобно полагать, поставлено на достодолжную высоту, потому что и в некоторых деревнях, пройденных мной, я видел здания с такой надписью: «такая-то школа грамоты». Преданность религиозным началам, стремление к книжному просвещению делают жителей виденной мной местности доступными благодетельному влиянию культуры, о чем наглядно свидетельствуют показательные мастерские и тот уровень умственного развития здешнего обывателя, который заставляет его при разговоре с вами держать себя почтительно, но с полным сознанием своего человеческого достоинства. Пермский крестьян, помимо всего вышесказанного, деловитее и хозяйственнее своего собрата – обитателя центральных губерний и, кроме того, любит чистоту. Все постройки его отличаются прочностью, даже хозяйственные службы его, за весьма немногими и вообще редкими исключениями, крыты тесом. В эти дни мне случалось заглядывать в несколько крестьянских домов, и везде я поражался чистотой и опрятностью, с которыми крестьянки содержат свое жилище: все прибрано, все на своем месте, ни в чем ни тени беспорядка и к тому же – по всей избе чистые половики. От того-то пермяк и выглядит таким бодрым и физически здоровым, от того-то он и знает себе надлежащую цену, рассуждая с посторонним человеком спокойно, с сознанием собственная достоинства. Радушно принятый привезшим меня с собой крестьянином я сладко и крепко уснул в чистой комнате второго этажа его верхнего дома…

Алексей Воскресенский

*) См. № 25 Епархиальн. Ведом.
Ольга Котова. Свет Православия на Чернушинской земле. Материалы по истории храмов и духовенства Чернушинского района. 2018. 317 с.
 
По благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия.

Рецензент: кандидат исторических наук Габделхаков Равиль Муллаханович, руководитель районного общества «Краевед».

Ольга Олеговна Котова

Свет Православия на Чернушинской земле. История распространения Православия на территории Черушинского района, от строительства первых храмов в начале ХIХ века до современного храмостроительства в начале ХХI века: Чернушка – 2018. – 317 с.


Вы держите в руках плод практически 10-летнего исследования истории Православия в Чернушинском районе. В данном издании собраны материалы по истории храмов, часовен и священнослужителей Чернушинского района за два века истории этих земель.
Чуть более 200 лет назад началось освоение Чернушинских земель и появление первых храмов в этих краях. 100 лет прошло с начала «строительства мира без Бога» в нашей стране, начала гонений на Церковь. Сейчас время переосмысления уроков ХIХ и ХХ столетий, а также начала новой эпохи начала ХХI века. Как сложится дальнейшая судьба страны – зависит от того, как мы воспитаем современное поколение.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Предлагается в электронном виде (pdf). Стоимость – 700 руб.

Для заказа книги звоните, пишите: +7 902–47–322–21 (Telegram, WhatsApp, Viber), sergey@ogaryshev.org

С содержанием книги можно ознакомиться здесь: https://disk.yandex.ru/d/N0pPSCvEDBxOKg
«Боевые подвиги осинцев», «Боевые подвиги пермяков»
 
УДК 9 (С0 (030.1):908
ББК 26.890


О736 БОЕВЫЕ ПОДВИГИ ПЕРМЯКОВ. ТОМ 2. – Оса: ООО «Росстани-на-Каме», 2023. – 240 С., с цвет. ил. Главный редактор В. А. Алексеев.

Алексеев Владимир Александрович, главный редактор «Осинской энциклопедии», кандидат педагогических наук, доцент, член Союза журналистов РФ, член Совета по сохранению исторической памяти при Администрации губернатора Пермского края, Почетный гражданин Осинского городского поселения Осинского муниципального района Пермского края.

Корляков Станислав Иосифович, автор проекта «Забытые имена Пермской губернии», награжден медалью Пермской региональной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов «Патриот Пермского края».


Работа над книгой «Боевые подвиги пермяков» проводилась с сентября 2020 года, в нее вошли в алфавитном порядке имена защитников Отечества: Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев РФ, а также представленных к званию Героя Советского Союза, но не получивших заслуженную награду и звание, имена воинов, чьи подвиги заслуживают особого внимания, солдаты, сержанты и офицеры, рисковавшие своей жизнью каждый день в условиях жестокой войны, в «горячих» точках страны, проливая кровь на полях сражений и совершая подвиги ради своей Родины и будущих поколений. В 1 том вошли подвиги 238 воинов, представленных к званию Героя Советского Союза (ордену Славы I степени), но получившие за свой подвиг иные награды. Второй и третий тома включают в себя подвиги Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев РФ, а также иные подвиги наших земляков, найденных после выхода в свет 1 тома: 38 пермяков, представленных к званию Героя Советского Союза (ордену Славы I степени), но получившие за свой подвиг иные награды, а также подвиги двух бойцов, призванных на войну в несовершеннолетнем возрасте. Один из них – девушка.
Главный редактор издания благодарит настоящих патриотов России и пермской земли за поддержку и оказанную помощь в выпуске книги «БОЕВЫЕ ПОДВИГИ ПЕРМЯКОВ»: Дмитрия Владимировича Осетрова, Сергея Ивановича Торшина (г. Пермь), Олега Владимировича Кокшарова (г. Оса), Анатолия Владимировича Яскина (г. Оса), Владимира Александровича Лазукова (г. Оса), Вениамина Васильевича Богданова (г. Оса), Алексея Константиновича Пушкова (члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ), Дмитрия Николаевича Махонина (губернатора Пермского края), Георгия Александровича Ткаченко (депутата Законодательного Собрания Пермского края по избирательному округу № 23), Сергея Владимировича Половникова (Главного Федерального инспектора по Пермскому краю), «Осинское хуторское казачье общество» (атаман – Виталий Иванович Лобанов), всех неравнодушных земляков, принимавших участие в выпуске данной книги.

ISBN 5-88441-032-8
© ООО «Росстани-на-Каме», 2023.


Посвящается защитникам Родины!

Предисловие


На сайте Министерства обороны «Подвиг народа» предоставлена информация о подвигах пермяков в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Всего 157799 дел о наградах. В настоящем издании публикуются данные о героических подвигах пермяков – защитников Отечества.
Описание подвигов сделано согласно наградных листов и носят документальный характер. По нашим данным в Пермском крае Героями Советского Союза являются 409 человек (подвиг одного человека из Кунгурского района не получил документального подтверждения), полными кавалерами ордена Славы – 53 человека. Героями РФ являются 22 человека. Подвиги этих людей вошли во 2 и 3 тома проекта «Боевые подвиги пермяков».
Представленных к званию Героя Советского Союза (ордену Славы I степени), но не получивших его, значатся – 276 человек (238 в 1 томе, 38 во втором томе). Все 276 защитников родины награждены за свои подвиги орденами Советского Союза. Следует отметить, что 16 воинам было отказано в получении звания Героя Советского Союза, но в дальнейшем они все-таки стали героями Советского Союза или полными кавалерами ордена Славы, совершив последующие подвиги. Озвучим их имена: Алексеев В. М., Баянов П. А., Бородин А. И., Бушмакин А. П., Волосатых П. М., Ехлаков М. С., Клюев П. Н., Кургузов И. Е., Маношин К. В., Оборин А. В, Плотников Д. П., Саначев М. Д., Сафонов В. И., Собянин Г. Е., Чирков Л. Н., Чудинов С В., Шардаков И. А.
Среди представленных к званию Героя Советского Союза следует выделить имена: Е. Ф. Бяков, Ю. П. Дерябичев, И. М. Кравченко, Д. И. Марков, Х. А. Хузягулов – дважды представлены к этому званию, а М. Ф. Путимцев и М. А. Холодилов были представлены к званию Героя Советского Союза три раза, но звания не получили.
Из наградных листов героев мы можем узнать о многом. Например, Г. М. Казаков (г. Оса) первым вышел на границу Польша – Германия и был представлен к званию Героя Советского Союза. Венгерскую границу первым пересек танкист В. П. Брюхов (г. Оса), который был представлен к званию Героя Советского Союза, но документам в то время не дали ход. И лишь в 1995 году ему было присвоено звание Героя РФ. В. И. Семенов (с. Б. Уса) первым ворвался в г. Киев, представлен к званию Героя Советского Союза. Первым вошел в г. Севастополь со своим подразделением А. Д. Болдин (г. Добрянка). Минометчик И. М. Нефедов (Осинский р.) запустил 1-ю мину на Берлин, Д. П. Акулов (с. Беляевка) первым ворвался в дома Берлина, В. Ф. Нефедов (Осинский р.) обеспечивал связь при водружении флага над Рейхстагом. 30 апреля 1945 года в 14 час. 25 мин. Над Рейхстагом было водружено Знамя Победы. За этот подвиг пяти бойцам присвоено звание Героя Советского Союза, один из которых – Давыдов Василий Иннокентьевич (г. Соликамск).
В ходе работы над архивными материалами найдены наградные листы пяти человек – (И. С. Ваганов, А. И. Муравьев, В. И. Семенов, А. Г. Смердев, Г. Ш. Шахиморданов), которые первыми ворвались в г. Берлин на разных участках фронта. Среди них три наших земляка: Герой Советского Союза И. С. Ваганов (г. Соликамск), В. И. Семенов (г. Молотов) – представлен к званию Героя Советского Союза, награжден орденом Красного Знамени» и А. Г. Смердев (д. Павлова /Почканы/ Осинского р., награжден орденом Отечественной войны II степени).
Восхищают подвиги П. А. Баяндина, К. И. Безматерных., П. К. Гордина, А. Д. Деревнина, П. Т. Драчева, В. Я. Миронова, Ю. П. Мухина, Е. М. Орлова, М. А. Холодилова и В. Н. Щербакова, которые вызвали огонь на себя. А. А. Шестаков (Осинский р.) в один день из самоходной установки «ИСУ-122» подбил 5 танков «Тигр», один из которых «Королевский». За свой подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза. П. М. Попов из г. Соликамска в одном бою подбил 10 танков, за свой подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.
Восхищает подвиг Александра Федоровича Корнилова, который с горящей на себе одеждой, зажженной из вражеского огнемета, выбивал врага из ДОТа, при этом в ходе боя из автомата и гранатами убил 14 немцев и 37 взял в плен. После этого на своей одежде начал тушить огонь. Представлен к званию Героя Советского Союза (награжден орденом Красного Знамени), через неделю после этого боя погиб на территории Германии.
В настоящее время найдены имена 276 человек, представленных к званию Героя Советского Союза (к ордену Славы I степени). Один из них – Холодилов Михаил Андреевич, который вызвал огонь на себя! За свой боевой путь был трижды представлен к званию Героя Советского Союза!
Очень значимыми в истории нашей страны являются подвиги женщин, за что им низкий поклон! Они наравне с мужчинами не щадили своей жизни при защите своей Родины. В книге «Боевые подвиги пермяков» описаны подвиги четырех из них.
Барамзина Татьяна Николаевна, – Герой Советского Союза, отдала жизнь за свободу и независимость своей Родины! (См. т 2). Гашева Руфина Сергеевна, – Герой Советского Союза, совершила 823 боевых вылета на самолете на уничтожение живой силы и техники противника! (См. т. 2). Карцева Вера Ивановна, – 30 апреля 1945 года представлена к Званию Героя Советского Союза, посмертно. (См. т. 1). Хоружая Вера Захаровна, – Герой Советского Союза, отдала жизнь за свободу и независимость своей Родины! (См. т. 3).
Во второй том включены подвиги: Медведевой Александры Ивановны (17 лет) и Просвирина Николая Сергеевича (15 лет), – в дополнение к 15 подвигам детей и подростков, опубликованных в 1 томе.
Дополнительно к 1 тому найдено имя Суханова Ивана Сергеевича, который был награжден тремя орденами Славы III степени. (В числе награжденных тремя орденами Славы без первой степени 16 человек: 15 в 1 томе, 1 – во 2 томе).
На последних страницах книги описан подвиг нашего земляка Петра Кутергина, который был в числе тех, кто угнал немецкий самолет, находясь в плену. По сюжету подвига создан художественный фильм «Девятаев».
Самый юный защитник Родины – ЩУКИН АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВИЧ, 1930 г. р. (г. Кизел). Возрастной – Френкель Николай Захарович, 1884 г. р. (г. Соликамск).
Имена героев – защитников своей Родины – бессмертны. Их подвиги должны знать в каждом доме, в каждой семье Пермского края. Их имена должны носить улицы, школы и парки не только в Пермском крае, но и в других уголках нашей великой страны. В книге фамилия, имя и отчество погибших воинов выделены заглавными буквами. По мере возможности вставлены фотографии героев. На основе их подвигов у нас появляется возможность организовать воспитательный процесс как в школе, так и дома для подрастающего поколения. Наши земляки боролись за свободу и независимость нашей Родины. Их героизм является достойным примером не только в наши дни, но и для будущих поколений. Вечная Слава Героям и вечная добрая Память!

Владимир Алексеев, Станислав Корляков

СКАЧАТЬ: «БОЕВЫЕ ПОДВИГИ ПЕРМЯКОВ. ТОМ 2. – Оса: ООО «Росстани-на-Каме», 2023»: https://disk.yandex.ru/i/LyZNus0vzqVSyQ
Доисторический лес в берегах Камского водохранилища
 
Долго я не мог понять, как поломанная древесина оказалась под 10-ти метровым слоем суглинка в берегу Камского водохранилища. Простой опыт показывает (смотрите коллаж из фотографий), что всё должно быть наоборот – глина в воде оседает гораздо быстрее древесины и откладывается ниже последней. Но догадка пришла. Глина не будет осаждаться раньше древесины только в одном случае – если вода, которая размывает глину, будет находится в постоянном движении. Если мы положим в трехлитровую банку с водой горсть глины, закроем банку крышкой и хорошо взболтаем её, то глина растворится и вода в банке станет мутной. Оставим банку в покое, и глина через считанные часы осядет на дно банки. А если будем взбалтывать банку через каждые полчаса, то глина не успеет осесть, будет всегда находится в воде в состоянии взвеси. Если положить в банку деревянные щепочки, то через некоторое время (через несколько циклов взбалтывания банки) они набухнут от воды и будут быстрее глины идти на дно, и окажутся под глиной. Думаю, что примерно тоже самое произошло в природе. В мутной от глины и песка воде плавали куски деревьев. Со временем они впитали в себя достаточное количество воды и утонули, образовав древесный слой. Когда они ложились на дно, вода, в которой они плавали, была ещё мутная, происходило какое-то её движение. Когда «взбалтывание банки» прекратилось, то глинисто-песчаная смесь осела на древесный слой, образовав залежь суглинка, которую мы видим сегодня. Тут возникает интересный вопрос. Если в берегу Камского водохранилища слой суглинка составляет не менее 10-ти метров, то из какого количества воды он был осажден, сколько метров воды покрывало эту территорию? Интуиция подсказывает, что чем чище суглинок, тем больше было воды. Следующий крупный вопрос, который вышел на повестку дня: каким образом, как именно была поломана древесина? Буду об этом думать.    

Встречу с остатками доисторических деревьев в берегах Камского водохранилища считаю важным событием в своей жизни.

Мне очень интересно, на территории РФ встречал ли кто-нибудь подобную картину, чтобы под многометровым слоем суглинка залегали остатки доисторических не окаменелых деревьев? Пожалуйста, поделитесь, я всегда на связи: +7 902–47–322–21 (Telegram, WhatsApp, Viber).
Михаил Григорьевич Ситников и его главное дело жизни
 
Е. Н. Шумилов (г. Пермь)

Михаил Григорьевич Ситников и его главное дело жизни

Аннотация: рассматривается жизненный путь и плодотворная исследовательская деятельность по теме «Гражданская война на Урале» известного пермского историка Михаила Григорьевича Ситникова (1951−2019 гг.).
Ключевые слова: М. Г. Ситников, Гражданская война, статьи, книги.

28 апреля 2015 г. я в компании с пермяками С. И. Корляковым и М. Г. Ситниковым отправился в Нытву. Там к нам присоединились местные любители истории – В. М. Плешков и И. А. Вожакова. Далее наш путь пролегал через Оханск (краеведческий музей) и Острожку в поселок Павловский (библиотека) и город Очер (краеведческий музей). В ходе этой поездки я лично пообщался с М. Г. Ситниковым. Это было наше первое и последнее общение. О том, что его не стало, я узнал лишь в 2022 г.
Родился Михаил 16 ноября 1951 г. в деревне Тюлькино Соликамского района в многодетной крестьянской семье, где кроме него еще были три сестры и брат. Окончил Тюлькинскую среднюю поселковую школу. В сентябре 1969 г. начал свою рабочую деятельность учеником электромонтера на Соликамском целлюлозно-бумажном комбинате, но уже в ноябре был призван в Армию, служил в бронетанковых войсках. После службы поступил в Пермский госуниверситет, который окончил в 1977 г., получив диплом преподавателя физики. В период учебы в летнее время работал с однокурсниками в стройотрядах, с некоторыми из них он поддерживал дружеские связи на протяжении многих лет: отправлялся с ними на рыбалку в Чердынский район, участвовал в сплавах по горным рекам Пермского края.
После окончания вуза Михаил устроился на инженерную должность в особое конструкторское бюро «Спектр». Далее были: особое конструкторское бюро «Такт» (1980–1986 гг.), Пермское научно-производственное объединение «Парма», откуда его перевели на телефонный завод («Телта»). В 1990 г. он попал в рамках массовых сокращений штатов под увольнение. Этот период жизни был для него наиболее благоприятным. Свое нешаблонное мышление и творческий подход к порученной ему работе Ситников успешно реализовал на практике. Доказательством тому служат авторские свидетельства, полученные им на изобретения, начиная с 1978 г.: их не менее десятка.
В начале 1990-х Михаил Григорьевич пережил серьезный жизненный кризис, вызванный тем, что он не смог вписаться в новые реалии и найти себе достойное место в изменившихся условиях. То, чем он был вынужден заниматься, его явно не устраивало: за десять последующих лет он сменил несколько мест работы. Пожалуй, наиболее интересной была должность заведующего отделом метрологии и стандартизации в Пермском университете, которую Ситников занял в 2001 г., но в мае 2017 г. эту «хлебную» должность ему пришлось под давлением покинуть, уступив место молодым, а самому пополнить ряды пенсионеров.
Неудовлетворенность вынудила Михаила Григорьевича искать альтернативный вариант для самореализации. И такой вариант был найден. В середине 1990-х, когда его дочь училась в шестом классе, он помогал ей вместе с женой выполнять непосильные для ученика краеведческие задания, в частности, по известным личностям Прикамья: Каменским, Тупицыным и другим. И незаметно сам втянулся в исследовательский процесс. Его внимание привлекала тема Великой Отечественной войны, но оказалось, что военные архивы всё еще закрыты для исследователей. Тогда Ситников переключился на Гражданскую войну в Пермском крае, история которой была еще слабо исследована и в основном трактовалась с позиций победителей. А в 1990-е гг. стали как раз доступны ранее засекреченные архивные дела 1918– 919 гг., в которых содержалась информация о периоде Гражданской войны, а областная библиотека стала выдавать из своего спецхрана «колчаковские» газеты. И Михаил глубоко погрузился в них. Занятие краеведением отвлекало его как от житейских невзгод, так и от проблем со здоровьем: его постоянно мучило высокое давление.
Несмотря на то, что М. Г. Ситников не был по образованию историком, его статьи, регулярно появлявшиеся в сборниках, издаваемых как в Перми, так и далеко за ее пределами, выполнены на высоком научном уровне. Они посвящены как определенным этапам Гражданской войны на Урале, так и отдельным историческим личностям, участвовавшим в ней. Достаточно назвать такие публикации как «Контрнаступление войск Сибирской армии в марте 1919 года», «Ильинское восстание», «Восстание в Сепычевской волости» (новые документы), «Две экспедиции полковника Котельникова», «4-й Енисейский Сибирский стрелковый полк в боях за Пермь», «Бросок на Пермь», «Судьба офицера Н. К. Попова», «Доктор Эскин Дмитрий Афанасьевич», «Редактор газеты «Сибирские стрелки» Вс. Н. Иванов», «Так каялся ли епископ Борис?», «Дмитрий Васильевич Болдырев: философ, публицист, организатор дружин Святого Креста» и др. Нередко Ситников писал в соавторстве с другими исследователями.
Вершиной его исследовательной деятельности стали книги «1-я Сибирская штурмовая бригада имени генерал-лейтенанта Пепеляева» (2015 г.) и «Пермь пала» (2016 г.), изданные им за свой счет. В первой книге автор рассматривает боевой путь воинского соединения, сформированного в феврале 1919 г. и прекратившего существование в январе 1920-го. Свое повествование автор начинает со штурмового батальона – предшественника бригады и его первого командира Е. И. Урбанковского. Он детально анализирует боевые действия батальона и бригады, большое место уделяет биографиям тех, кто сражался в их составе. Данную книгу М. Г. Ситникова можно рассматривать как монографию: до него эту тему никто еще не рассматривал. Вторая работа – «Пермь пала» – посвящена уже давно исследуемой в научной литературе теме, получившей название «Пермская катастрофа». В отличие от своих предшественников, Ситников широко использует работы не только советских авторов, но и информацию, почерпнутую им из архивных источников и «белой» прессы, которая ранее была недоступна многим. В результате получилось серьезное объемное исследование, в котором впервые детально проанализирован ход штурма Перми «белыми» в декабре 1918 г.
У Михаила Григорьевича были и другие творческие планы, которые, к сожалению, остались не осуществленными. Этому помешала его скоропостижная смерть, последовавшая 30 апреля 2019 г.
Всемирный потоп
 
Когда-то самаритяне считали, что гору Гаризим Потоп не затронул.



Направляясь в Иерусалим, рабби Йонатан и простой еврейский погонщик скота проезжали окрестностями Шомрона, где жили кутим (самаритяне). Эта секта обращенных в иудаизм поселилась в Эрец Исраэль по распоряжению ассирийского царя после изгнания Десяти Колен. Кутим верили в Ашема и соблюдали многие законы Торы, но, тем не менее, оставались идолопоклонниками, молившимися в собственном храме на горе Геризим.
К рабби Йонатану и его спутнику присоединился один кути. По дороге он спросил у р. Йонатана:
"Куда вы держите путь?"
"Я направляюсь в Иерусалим, – отвечал рабби Йонатан, – чтобы помолиться возле руин Храма".
"Зачем ехать так далеко? – заметил кути. – Вместо того чтобы молиться в развалинах, вам следует помолиться на нашей святой горе Геризим".
"Что делает вашу гору святой?"
"История, – отвечал кути. – Эту гору не затронул Потоп, погубивший мир во времена Ноаха".
"Откуда вы знаете это?" – спросил рабби Йонатан.
Кути пояснил: "Мы поняли это из стиха (Ехезкель 22:24), в котором пророк обращается к Эрец Исраэль: "Ты, Земля, не очищенная от грехов своих жителей; дождь не падет на тебя в день (Б-жьего) гнева". Этот стих подразумевает, что Потоп не затронул Эрец Исраэль благодаря святости горы Геризим".


Гемара (Зевахим 113а) обсуждает значение этого стиха. В соответствии с мнением одного мудреца, Эрец Исраэль избежала Потопа (что показывает величие Эрец Исраэль), но, по мнению другого мудреца, Потоп затронул и Святую Землю.
Но даже в соответствии с первым мнением, хотя Эрец Исраэль пощадил ливень и воды бездны, затопившие остальной мир, тем не менее, ее залили воды, пришедшие извне (Рамбан, Берешит 8:11). Это мнение подтверждают и слова Пиркей дерабби Элиэзер (23):
"Дождь Потопа не пал на Эрец Исраэль, но воды других стран залили и ее".

Рабби Йонатан возразил: "Если это так, то почему Ашем приказал Ноаху строить ковчег? Ведь Он мог просто поместить его на вершине горы Геризим до тех пор, пока не сойдут воды Потопа".
"Б-г мог спасти Ноаха разными способами, как полагаете вы, – отвечал кути. – Но в действительности Он желал испытать Ноаха и посмотреть, сможет ли он соорудить ковчег, не обращая внимания на насмешки окружающих".
Рабби Йонатан не мог найти ответа.
Тут их перебил еврей – погонщик скота: "Вы разрешаете мне участвовать в споре?" – спросил он рабби Йонатана.
"Говори", – согласился мудрец.
Повернувшись к кути, погонщик поинтересовался: "Гора Геризим стоит под небесами?"
"Да", – согласился кути ("А где же ей еще быть?").
"А разве в стихе не сказано, – продолжал погонщик. – "Воды поднялись на высоту 15 локтей и покрыли все горы под небесами (включая и гору Геризим)?!"
Остроумный ответ простого еврея понравился рабби Йонатану. Он спустился с осла, посадил на него погонщика, а сам пошел рядом. Этим он выказал погонщику уважение в соответствии с изречением: "Тот, кто узнает от своего друга главу Торы или алаху, стих или новую мысль, должен относиться к нему с почтением".


Из книги рабби Моше Вейсмана «МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ. ДВАРИМ», Швут Ами, Иерусалим, русский перевод Цви Вассермана, 1997. С. 133–135.



Рабби Йонатан пошел помолиться в Иерусалим 158; когда дошел он до одного дворца 159, встретился ему самаритянин 160 и спросил: куда ты идешь? Ответил ему [рабби Йонатан]: помолиться в Иерусалиме. Сказал тот: а разве не лучше тебе взойти и помолиться на этой благословенной горе 161, а не молиться на тех развалинах?! 162 Спросил его [рабби Йонатан]: чем же благословенна эта гора? Сказал ему тот: тем, что она не была смыта водами потопа; как люди говорят: Земля Израиля не была смыта водами потопа163. В тот час ускользнул [ответ] от рабби Йонатана, и он не ответил [самаритянину]. Сказал погонщик его осла: учитель, дозволь мне ответить ему. Сказал тот: отвечай. Сказал [погонщик] тому самаритянину: эта гора – какой ты ее считаешь? Если она из высоких гор, то вот, написано: “[И вода усилилась на земле чрезвычайно], и покрылись все высокие горы, [которые под всем небом ]” (Берешит, 7:19); если же из малых, то написано: “На пятнадцать локтей вверх поднялась вода, и покрылись горы” (там же, 7:20) 164. Писание не учитывает низких гор вместе с горами, что были высоки, – выше написано: “И покрылись все [высокие] горы” – тем более низкие. Тотчас же замолк тот самаритянин и не нашел, что ответить. Тогда сошел рабби Йонатан [с осла] и усадил на него погонщика, и [провез] его три мили165, возглашая о нем три стиха: “Благословен будешь ты больше всех народов; не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной, ни у скота твоего” (Дварим, 7:14)166 – даже у погонщиков скота среди вас; и этот: “Всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, [и всякий язык, который предстанет с тобою на суде, ты обвинишь]” (Йешаягу, 54:17) 167; и этот: “Как дольки граната виски твои (ракатех)” – самый пустой (рейкан) в Израиле наполнен ответами, как гранат [зернышками] 168; что уж говорить об “из-под фаты твоей (ми-ба-ад ле-цаматех)” – о скромных и приверженных (мецумашин) [Всевышнему] среди вас!169

– – –

158 К развалинам Храма.
159 В оригинале палатное, от лат. palatium – “дворец”.
160 Самаритяне (кутим) – потомки десяти северных колен, смешавшиеся с переселенцами, приведенными ассирийцами из страны Кут. Их религия родственна иудаизму, но во многом от него отличается. Самаритяне были злейшими противниками евреев, вернувшихся из Вавилонского пленения; не случайно в талмудической литературе словом кути нередко обозначают еретиков вообще. Небольшая община самаритян существует до сего дня.
161 На священной для самаритян горе Гризим, где располагался их храм, видимо, названный здесь “дворцом”.
162 В чем, с точки зрения самаритянина, нет никакой пользы. Эта история призвана подчеркнуть, что место Храма сохраняет свою святость даже тогда, когда сам Храм разрушен.
163 Таково талмудическое предание; судя по всему, самаритянин верил, что это относится лишь к горе Гризим. См. выше, 1:15.
164 То есть все горы без исключения были покрыты водами потопа. См. Йома, 76а; Берешит раба, 32:11; Шмот раба, 25:7.
165 В знак уважения.
166 Это благословение здесь толкуется как говорящее о “плодах” Торы – не будет никого, кто не принесет “плодов” Торы и заповедей.
167 То есть любой из Израиля сможет достойно ответить хулителям.
168 Даже малообразованные евреи зачастую способны ответить на многие вопросы, связанные с Торой.
169 См. Берешит раба, 32:10; 41:3; Дварим раба, 3:6.

Из книги «МИДРАШ РАБА [ВЕЛИКИЙ МИДРАШ]. МИДРАШ К ПЯТИ СВИТКАМ. ТОМ ВТОРОЙ. ШИР ГА-ШИРИМ РАБА», перевод с иврита Яакова Синичкина, под редакцией Шломо Гендельмана и Хавы-Брохи Корзаковой, «Книжники», «Лехаим», Москва, 5779/2019. Стр. 398–400.



4 Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5 Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу;
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять;
14 А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа;
18 Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк;
20 Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;
22 Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев;
23 Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе:
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?»
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут;
37 Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт».
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И ещё большее число уверовали по Его слову,
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
43 По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошёл в Галилею;

Евангелие от Иоанна 4: 4–43.



Картина «Беседа Иисуса Христа с самаритянкой». Ангелика Кауфман, 1796 г.



На фотографии (взята в Википедии): город Наблус (Сихем) и гора Гаризим (881 метров над уровнем моря).
Изменено: Сергей Огарышев - 02.11.2023 14:28:11
Сотворение мира
 


https://youtu.be/CjOyABQHqQk?si=pQx5koIp8kAOUwuo

Откуда мы пришли на землю

Наталья Прокопишина, кандидат философских наук, социальный педагог первой категории создает видео ролики на темы нравственных ценностей. При поддержке фонда Конкордия.
Светлое
 


https://youtu.be/zEdpapnIV6Q?si=s6NqXrtGTpk3VTlP

Притчи Соломоновы

Текст читает заслуженный артист Украины Александр Бондаренко (Синодальный перевод). Чтение сопровождается оригинальной музыкой и стереоэффектами. В книге притчей Соломоновых 31 глава и 915 стихов.
Светлое
 


https://youtu.be/oz_bo759vbA

Сильные люди ∙ Грайцер Александр
Светлое
 


https://youtu.be/ESCQShabIaw

Потерпи ∙ Священник Ярослав Ерофеев
Солнце над Солнцем (2017)
Светлое
 


https://youtu.be/Mp6KiWBnf-A

Молитва Оптинских старцев на начало дня

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

На фотографиях – Оптина Пустынь, 6 июля 2015 года. Текст молитвы взят на сайте Оптиной Пустыни, аудиофайл – с диска «Молитвы утренние и вечерние. Читают насельники Свято-Введенской Оптиной пустыни схиархимандрит Илий, иеродиакон Илиодор», (2009).
Светлое
 


https://youtu.be/GBnS4fBiusY

Мы. Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря. Регент Иулиания (Денисова) (2020).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.



© 2012 – 2022. Краевед Прикамья

Все права защищены. Перепечатка только со ссылкой на авторский материал.
Разработка и поддержка: Рекламная студия «Рубин Системс»

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru
Hand Made Studio MaryKat. Декоративные корабли для вашего интерьера.

×
Вход на сайт