Православные и единоверческие храмы Пермского края Краткий исторический справочник
Изд. 2-е, испр. и доп. Пермь, 2015.
Автор – кандидат исторических наук Шумилов Евгений Николаевич.
Издание представляет собой краткий исторический справочник по православным и единоверческим церквам, существовавшим и существующим ныне на территории Пермского края. В нем приведены сведения о почти 700 храмах, сооруженных в XVI – XX вв. Данный справочник – первая попытка систематизировать знания о православных и единоверческих церквах в масштабах края. Издание адресовано широкому кругу читателей, но в первую очередь будет интересно тем, кто занимается церковной тематикой и возрождением православных храмов.
В.А. Оборин. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. 190 с. Пермское книжное издательство, 1976.
Эта книга посвящена металлической скульптуре древнего Прикамья. Предметы так называемого пермского звериного стиля – птицевидные и человекоподобные идолы, бляшки, подвески, пронизки с изображением птиц, лосей, медведей – отлиты безвестными мастерами VIII в. до н. э. – XV в. н.э. Все они хранятся в Пермском областном краеведческом музее, в кабинете археологии Пермского государственного университета, в краеведческом музее г. Чердыни.
Стоимость книги – 1000 руб. Очень хорошая сохранность, идеальна для подарка.
Делимся результатами нашего эксперимента по получению волокна из иголок сосны. Сосновые иголки в конце 2019 года вымачивались два месяца в реке Аспа в моём родном селе Аспа (Уинский район). Далее они были обмяты, и из них получилось прекрасное душистое волокно. Творческим людям следует обратить внимание на этот материал. Ему можно найти множество применений.
Чтобы мамонты плавали на льдинах во время Всемирного потопа – такого я ещё не слышал! О том, что на нашей планете до потопа существовали полярные льды, тоже узнаю впервые (в наши дни распространена теория, что тогда на Земле был везде примерно одинаковый теплый климат, зимы нигде не было).
Всё это написано в статье «Библейский потоп и современная геология» в дореволюционном периодическом издании «Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал» №11, Воскресенье, 16 марта 1914 г., ниже привожу из неё соответствующий отрывок.
Автор (В. Сахаров) считает, что мамонты жили в жарких краях, там же, где жили слоны, правда не поясняет почему, а это хотелось бы понять. Поэтому и маршрут у льдины такой, что она должна от северного полюса спуститься до жаркой широты, подобрать там мамонта на одной из гор и отплыть в обратном направлении – до Сибири. Не знаю, что тут сказать…
Очень понравилось, как назван каменный уголь – чудными консервами. Это без шуток, великолепно!
На фотографиях – Музей Пермских древностей, моя супруга Екатерина, 27 июня 2013 г.
«Библейский потоп и современная геология
…
Участь людей и животных, живших на земле в год потопа.
Теперь постараемся хоть в самых общих чертах представить себе картину той страшной участи, которая досталась на долю людей и животных, застигнутых на земле потопом. Если в наше время весенние разливы рек, о которых мы знаем заранее, часто застают врасплох жителей прибрежных равнин и дело не обходится без жертв; то ясно, что внезапное появление наводнения повсюду – стало сразу губить тысячи людей и животных. – Если при наших теперешних, маленьких, местных наводнениях люди, застигнутые ими, приходят иногда в отчаяние, то какая ужасная паника должна была наступить, когда внезапное и небывалое наводнение, под непрерывным дождём, стало повсюду поглощать одни за другими города и селения. Прежде других погибли, конечно, жители низменных прибрежных мест. А таких было большинство, потому что люди всегда селятся поближе к воде. Те, кто жил близко к горам, могли некоторое время, бросив свои жилища и все имущество, ютиться там; но их положение здесь было безотрадно. Под непрерывным дождём, без пищи, – которой невозможно было приготовить, да и продуктов не было, – эти люди через пять, десять дней должны были прийти в такое изнеможение и отчаяние, что кровь холодеет в жилах, когда подумаешь об их страшной участи. Приморские жители, успевшие сесть на суда и выйти в море, тоже могли некоторое время – дней 10, 20 при счастливых условиях носиться на волнах все увеличивающейся водной пучины, a затем всё же должны были погибнуть в этом страшном водовороте бушующей стихии. Ни один человек естественным способом не мог пережить даже и первые 40 дней потопа, когда вода, постоянно прибывая, наконец, залила и последнюю горную вершину на 15 локтей!!.. Участь животных мало отличалась от участи людей. Выгнанные наводнением из своих приютов, бродя под непрерывным дождём в грязи и лужах, голодные и озябшие, одни за другими они стали ослабевать, падать и затопляться водой. К концу 40-дневного дождливого периода все животные сделались добычей воды, все превратились в трупы. – Трупы поплавали несколько дней, затем потонули, – как всегда бывает с трупами утопленников, – и вода потопа сделала с ними то же, что с обломками гор. Она их изломала по косточкам, которые перемыла, разнесла и сложила в трещины и пещеры земной поверхности, которые теперь и находятся во многих местах 1). Долго не гниющие в воде трупы земноводных животных заносились песком; неразрушенные и теперь их костяки часто находят в земле. Интересно то участие, которое должны были принять в участи животных полярные льды. Поднятые водой потопа льды полярных морей поплыли, повинуясь течению. На пути они должны были встречать еще не залитые водой горы, на которых могли оставаться не успевшие погибнуть самые выносливые представители животного царства. Мамонты, вероятно, и были в числе этих представителей. И вот бедное животное, видя подплывшую к его временному убежищу ледяную массу, входит на неё, надеясь улучшить здесь своё положение, найти что-нибудь. Льдина плывет дальше. Напрасно ждет бедный мамонт пристани, чтобы отогреть и подкрепить пищей своё озябшее, усталое большое тело. Пристать некуда. Наконец, мамонтовы силы истощаются, он падает и умирает. А льдина всё плывет и постепенно тает под непрерывным дождём. Её подъемная сила становится недостаточной, чтобы нести тяжелый труп мамонта. Льдина вместе с трупом животного начинает тонуть и заноситься песком. В теплых широтах эти трупы сгнили и остались только скелеты. В полярных же занесенные осадками почвы слои льда образовали могучий ледник, сохранивший трупы мамонтов до наших дней. В берегах рек северной Сибири между слоями наносной почвы встречаются мощные слои льда. В этих-то ледяных слоях были недавно найдены два трупа мамонтов, – один в 1871, другой в 1907 году, настолько сохранившиеся, что собаки якутов ели их мясо. Благодаря им и были открыты мамонты. Костяк первого из них хранится в Зоологическом музее академии наук в Петербурге, а по костяку второго в том же музее в настоящее время сооружается полная фигура мамонта. Без потопа нет никакой возможности объяснить это дивное явление природы. Мамонты жить в северной Сибири не могли, они были обитатели тех же широт, где живут слоны, – жаркого пояса. Только потоп мог занести труп мамонта в эту область и устроить в ней ледник, где этот труп сохранялся в течение 5000 лет! 2). Немного лучше других была участь водяных и земноводных животных. Некоторые из водяных животных успели найти себе сносную обстановку, попавши в места, удобные для них по глубине и температуре воды, почему, может-быть, немногим из них удалось пережить потоп... у большинства же только икра могла послужить продолжению рода после потопа, а сами они погибли от холода и непривычного давления воды. Известно, что рыбы глубоких морей не могут жить в малой глубине и наоборот. Рыбьих костей и всяких раковин находятся в недрах земли ещё большие склады, чем наземных животных. Они также склеены между собой известью и образуют часто настолько плотные каменные породы, что их употребляют как материал для постройки стен. Такие раковистые известняки 3) могли образоваться только потопом. Никаким другим явлением природы нельзя объяснить их происхождение.
Допотопная растительность.
Как сказано выше, до потопа площадь суши в 4 или 5 раз была больше теперешней, и почва её была несравненно плодороднее, чем теперешняя, перемешанная водой потопа с глиной, песком и известью. Допотопные леса поэтому представляли такие громадные запасы растительности, о которых трудно себе составить даже приблизительное понятие. – Очутившись внезапно на дне океана, эти леса, не будучи в состоянии держаться корнями в размокшей почве, всплыли. – Сплетаясь ветвями и корнями, гонимые волнами, они образовали на поверхности воды огромные, плавучие острова разной величины. Эти острова поплавали несколько дней, покуда не намокли, a затем опустились на дно. – Известно, что самые легкие породы сырого леса могут плавать очень недолго. – На дне, т.-е. на поверхности земли, а, может-быть, иногда и на дне теперешних морей, – эти склады леса были занесены осадками почвы разной толщины и состава, но вообще очень мощными, потому что они потонули в самом начале потопа, – и были, таким образом, плотно закрыты от действия воздуха и подвергнуты огромному давлению. – Пролежав в таком состоянии 5000 лет, эти леса теперь снабжают нас повсюду каменным углем. Спрашивается, не могли ли эти могучие лесные острова служить хотя временным убежищем бедствующим в водах потопа животным? Чтобы ответить на этот вопрос, следует, во-первых, сообразить, как скоро могли всплыть леса на поверхность воды. Наблюдая обыкновенные наводнения, можно заключить, что размягчить даже самую слабую почву настолько, чтобы из неё вышли корни деревьев, вода может только дней в 20. А за это время люди и наземные животные должны были погибнуть и не могли воспользоваться для временного приюта плавучими лесными скоплениями. Другое дело земноводные животные. В продолжительной борьбе с водой за свое существование они, конечно, должны были во множестве собраться на эти плавучие острова и... потонуть вместе с ними. Не этим ли объясняются находимые во многих местах скопления углеводов: нефти, кира, озоперита? Насекомые, постоянные обитатели лесных порослей, должны были и во время потопа остаться в них же. И действительно, остатки их находятся во множестве в каменноугольных формациях. Образования каменных углей без потопа объяснить невозможно. В этом сознаются даже самые смелые изобретатели геологических гипотез. Собрать такое количество свежего (не гнилого) леса и приготовить из него такие чудные консервы, как залежи каменного угля, мог только всемирный потоп. К этому вопросу мы возвратимся ещё при исследовании геологических формаций. А теперь бросим взгляд на памятники потопа, находящиеся на поверхности земли.
1) Костяных пещер много открыто во всех частях света, несмотря на недавно начатые изыскания. У нас в России они найдены в Крыму, на Кавказе, на Урале, на Алтае. 2) Потоп был за 3246 л. до P. X. 3) Раковистыми известняками у нас богата область южного Урала, Жигулей и окрестности Одессы».
Настоящая тема посвящается памяти нашего друга Агафонова Сергея Юрьевича, который жил в моём родном селе Аспа. Начну со слов, которые я писал о Сергее ранее:
«Сергей старше меня, поэтому, когда я жил в Аспе и учился в школе, практически не знал его, наши пути не пересекались. Настоящее знакомство с ним произошло в январе 2011 года. В это время я увлекся геологией и, узнав, что Сергей бродит по лесам и собирает камни, решил прийти к нему впервые в гости. Меня тянуло к нему, как к магниту. Нет никаких сомнений в том, что нас соединил Господь. То, что я узнал от Сергея с первых минут общения с ним, превзошло все мои ожидания. За свою жизнь, начиная с юных лет, он действительно много бродил по лесам и полям в окрестностях Аспы и нашел много камней и окаменелостей, стал большим знатоком местности. Дома у него находился целый геологический склад из находок. Первым геологическим объектом, с которым я познакомился через Сергея, который вызвал у меня невообразимый восторг и неудержимую тягу к изучению, стало окаменелое дерево. Для меня было полной неожиданностью узнать, что окаменелое дерево и мое родное село – это близкие и родные понятия. Мне казалось, что окаменелое дерево это что-то далекое, никак не связанное с Аспой. А оказалось все наоборот. Окаменелых деревьев у Аспы Сергей нашел очень много. Сразу же подарил мне хорошие образцы. Этот первый подарок от Сергея показываю на трех фотографиях, они сделаны 3 марта 2011 г. (куски окаменелого дерева на снегу). С этих образцов и началось мое увлечение окаменелыми деревьями, которое стало одним из важных в жизни и привело к большим результатам. Спасибо за это Сергею.
Коротко о Сергее. Живёт он один, бедно и неопрятно, если не сказать больше. Курит и выпивает. Но, несмотря на это с ним всегда приятно общаться. Он глубоко мыслящий человек. Самое главное и поразительное – пишет удивительные стихи, многие из которых о вере в Бога. Безусловно, обладает талантом. Когда мы приезжаем в Аспу, чтобы навестить родителей, мы с Екатериной всегда идем к Сергею, чтобы пообщаться или сходить с ним в поход. Поддерживаем его материально, привозим деньги, продукты, одежду. Постараемся познакомить читателей с различными историями наших взаимоотношений с Сергеем, а также его стихами.
На фотографиях Агафонов Сергей показан в своем доме в Аспе на улице Макарова 6 января 2011 года. Это был самый первый день или один из самых первых дней нашего знакомства (сейчас точно не помню). Тут голова его ещё цела, на ней густая шевелюра. В этом же году он переехал в другой дом, на другом конце села, в котором когда-то жила его мама, а этот домик продал».
Разговор пономаря местной церкви, мальчика Егория с поручиком.
– Господин поручик. – Да? – Я вот Вас давиче про Дарвина спрашивал. – Ну и что Дарвин? – Ну я Вам уже говорил, забыли что ли, ну Чарльз Дарвин, происхождение видов, у него еще теория есть такая. – А ты то откуда то это знаешь? – У нас просто учитель один есть, он к нам аж из самого Питербурга приехал, учить нас. – Молодец. – Добрый, внимательный, отзывчивый, очень добрый. – Ну что же, я сказал молодец, умница, побольше бы таких, ну и дальше что? – Он просто в Бога не верует! Говорит будто бы все без Бога, от обезьяны, это все правда? – Ну если принять теорию Дарвина, то да, правда. – Господин поручик. – Ну что? – Так это значит, что Вы тоже от обезьяны? – Вообще-то не хотелось бы. – А я? – Что? – Я тоже от обезьяны? – Егорий, во что человек верит, то и есть. Вот ваш батюшка, отец Василий, вот он точно от обезьяны, 10 рублей за освещение крестика, за то, что он бесплатно должен делать запросил, а, раз офицер из Москвы, давай с него драть. Ну где же твое волшебно место? – Да вот оно. – Ого. – Пришли. – О, Господи. – Красиво? – Вот это да. – А там внизу еще красивше. – Красиво. Ну все, побегли? – Побегли. – О-о-о! О-о-о! О-о-о! – О-о-о! О-о-о! О-о-о! – Ну что, красиво? – Красиво.
...
– Господин поручик, это что ж получается, если все от обезьян, и матушка моя с папашей. Господи помилуй! Ой, йо, йой. И сам царь от обезьяны? Царь, о, как же так?! .... Царь от обезьяны! Господи! Это что ж получается, если царь от обезьяны, и государыня и детишки их, о, и все великие князья, и Владыка наш от обезьяны, Господи помилуй, что ж делается то!
...
– Вот это значит правда, что человек от обезьяны, а не от Бога. Ну и зачем тогда в церковь ходить, если Бога вообще нет. – Ты, Егорий, давай глупости не болтай.
«В 1773 г. Егошиху посетил акад. Георги и оставил нам ея описание, из которого видно, что поселение это достигло значительного развития:
«Егошиха – настоящий горный городок. Она расположена на левом берегу Камы по обеим сторонам речки Егошихи и отчасти на берегу Камы и заключает в себе более 400 домов, которые все деревянные, только церковь каменная. На рынке до 100 торговых лавок, где нет недостатка ни в каких более требуемых товарах. Своей значительностью Егошиха обязана пермскому горному начальству, находившемуся в ней до раздачи казенных заводов частным лицам. Теперь значение это поддерживается проходящею чрез завод дорогою из России в Сибирь, проезжаемою в особенности торговыми людьми, которые здесь выгружают на Каме свои русские и макарьевские товары и грузят сибирские. Жители, за исключением немногих заводских людей, суть крестьяне и купцы. Последние занимаются торговлей и в довольно отдаленных верхних камских и чусовских заводах и селениях».
Из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга. Под редакцией В.П. Семёнова-Тян-Шанского. Том пятый. Урал и Приуралье», С.-Петербург, 1914.
Именем Георги назван род растений Георгина семейства Астровые.
…
В 1723 году, по указу Государя Императора Петра I началось строительство медеплавильного завода при устье реки Егошихи, впадающей в Каму. В следующем году он был уже приведен в действие. Одновременно с заводом были построены помещения для администрации, дома для рабочих и их семей; таким образом, возникло первое селение, ставшее колыбелью города Перми. Количество жителей этого селения было значительным, сразу появилась потребность в построении храма. К сооружению деревянной церкви во имя св. апостолов Петра и Павла в честь тезоименитства Императора Петра I приступили в 1724 году, а освящена она была 12 ноября 1726 года. Со временем эта церковь не могла вместить всех прихожан, поэтому, в 1757 году рядом с ней была заложена ныне существующая каменная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла с приделом св. великомученицы Екатерины, которую освятили 23 ноября 1764 г. Сегодня Петропавловский собор по-прежнему расположен в месте своего возведения – на живописном холме вблизи Камы, привлекая своей красотой внимание жителей и гостей Перми.
К 300-летию Перми предлагаем всем желающим качественную фоторепродукция картины пермской художницы А.М. Михайлищевой «Начало Перми (Церковь во имя святых Петра и Павла)». Амалия Михайловна знаменита тем, что в советское время много лет рисовала обертку для пермских конфет. Картину удобно использовать на подарки. Тираж может быть не ограничен.
Стоимость одной картины под стеклом в рамке – 650 рублей.
Голубчиков Юрий Николаевич – учёный-географ, специалист по географии горных и полярных стран и теории глобальных природных катастроф. Автор более 500 научных и публицистических статей, включая 13 книг. Всего вместе с атласами, брошюрами и коллективными монографиями опубликовал 34 книги.
Ведущий научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма Географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Действительный член Русского географического общества с 1975 года.
Предлагаем всем желающим для скачивания альбом «Летопись полезных дел дружины Ленинской восьмилетней школы». На сканирование он был нам предоставлен его хранительницей – Миковой Татьяной Алексеевной, она проживает в посёлке железнодорожной станции Чайковская, который находится недалеко от села Ленино.
Альбом из 1960-х. Прекрасное произведение. Другого такого емкого свидетельства о жизни ленинской школы, пожалуй, больше не найдешь. У Татьяны Алексеевны была мечта отсканировать альбом и сделать его доступным в Интернете, но она не смогла это осуществить. И вот мы нашли друг друга. Надеемся, что альбом будет интересен многим, а современные учителя и школьники смогут почерпнуть из него немало полезного для повторения, ведь жизнь школьников в селе Ленино, судя по альбому, была богатой на события. Например, вот что мы читаем на одной из его страниц, и такой рассказ в альбоме не один:
«Поход в Краснокамск и Пермь
Нынешним летом учащиеся нашей школы совершили поход в город Краснокамск и Пермь. До Краснокамска мы 20 км. шли пешком. Природа была очень красивая, по дороге мы делали привалы, играли в волейбол и купались. Вечером мы пришли в Краснокамск и ночевали в школе №8. На другой день мы ходили на экскурсию на Целлюлозно-бумажный комбинат, где познакомились с производством бумаги. В этот же день мы сходили на завод металлических сеток, где познакомились с производством металлосеток для бумажных комбинатов нашей страны. На следующий день мы сели на теплоход «Ракета» и поехали до Перми. Там мы сходили на Камгес, проехали по морю до Заозерья. Выкупались в море три раза и очень довольные на третий день возвращались домой».
Интересно, что Каму за Камской ГЭС дети называли морем. Какие приятные у них лица.
Основана моими предками, семейством Заозёровых. Но об этом я узнал только что. Теперь понимаю, почему меня сюда тянуло, почему всё нравилось здесь, и я чувствовал себя в Заозёровке необыкновенно. Тут тишина и покой, очень красивая природа, вдоль деревни течет река, кругом старые рудники медистых песчаников. Только дома в Заозёровке сегодня, увы, пусты...
У братьев Заозёровых была сестра Мария, она стала мамой моей бабушки Огарышевой Веры Ивановны и моей прабабушкой. Марию выдали замуж «за вдовча» Собачникова Ивана Николаевича, моего прадедушку. Он был драчун, работал тюремным надзирателем, первую жену убил. Марии тоже от него доставалось, но она прожила больше 90 лет, а Иван умер рано, его однажды избили так, что он больше не встал. Кроме моей бабушки у Ивана и Марии Собачниковых родились еще трое детей, и было еще двое от первого брака Ивана.
Собачниковы были лесниками, а Заозёровым для строительства требовался лес, этим и был обусловлен брак Ивана и Марии. И то и другое семейство жили зажиточно. У прабабушки Марии было три брата, двоих из них впоследствии раскулачили и сослали в Сибирь, а третий был «пролетарием», поэтому остался в Заозёровке. Его потомки до сих пор живут в Пермском крае.
Фотографию своей бабушки Веры Ивановны Огарышевой (в девичестве Собачниковой) показываю на её удостоверении ветерана. Она меня очень любила и защищала.
Посмотрел сведения о Заозёровке в кратком историко-топонимическом справочнике «Твоя малая родина» Е.Н. Шумилова (3-е издание, испр. и доп. 2005). Все сходится, братья Заозёровы значатся в нем основателями деревни Заозёровка:
«Заозеровка. Деревня в Уинском р-не на речке Слутка, пр. Сыпа, впадающего в Ирень. Осн. в 1900 г. братьями Заозеровыми, выходцами из д. Хуторы (ныне Михайловка)».
Фотографии Заозёровки сделаны в разное время, начиная с 2006 года.
Свидетельство о посещении Государем Императором Александром I Мотовилихинского медеплавильного завода и заводского госпиталя 2 октября 1824 года из «Отечественных записок, издаваемых Павлом Свиньиным. Части двадцать третьей» (Санкт-Петербург, 1825). Царь задал много вопросов по производству.
«Пребывание Государя Императора в Перми
…
2 Октября, в 9 часов утра, Его Величество приехал на главную городскую площадь, к разводу. По прибытии Его, солдаты Пермского батальона приветствовали Царя громкими восклицаниями, с обыкновенною военною почестию. Государь обошел весь фронт, и потом смотрел маневры; по окончании коих, за найденную отличную исправность, Гг. Окружному Генералу Портнягину, Бригадному Начальнику Афанасьеву и прочим Штаб- и Обер- Офицерам изволил изъявить Высочайшее благоволение, а нижним чинам пожаловал по три рубля на человека; сверх того 17 отличнейших солдат приказал отправить в Лейб-гвардию. По окончании развода Государь, в сопровождении Г. Начальника Главного Штаба и других особ, в свите Его находящихся, изволил отбыть в Мотовилихинской казенной медноплавильный завод, в 4 верстах от города, вверх по течению реки Камы, отстоящий. В заводе осматривал фабрику, а казенным мастеровым, собравшимся во множестве видеть Августейшего посетителя, пожаловал 1200 р., удостоив Г. Берг-Инспектора Булгакова, при обозрении фабрики, многими по сему предмету вопросами. Из фабрики отбыл в заводский госпиталь, в коем, посетя больных, изволил отведывать изготовленное для них кушанье. Осмотрев госпиталь и завод, Его Величество, изъявя всем удовольствие Свое, возвратился г. Пермь, в сопровождении народа, не оставлявшего следовать за Государем в завод и обратно. В 12 часов утра удостоен во 2-й раз, по предварительному Высочайшему соизволению, благосклонного приема, в кабинете квартиры Государя, Преосвященный Епископ Дионисий. Беседа его с Государем Императором продолжалась около часа. При отпуске Преосвященного, Государь изволил изъявить ему волю Свою, отслушать, в 7 часов вечера, молебное о предполагаемом путешествии пение, в зимнем кафедральном храме Св. Стефана, Епископа Велико-Пермского; но без звона, дабы не было стеснения в храме, от стечения народа. Почему к назначенному времени и приказано Преосвященным собраться клиру в зимнюю церковь. В 5 часов по полудни, благоугодно было Государю Императору дозволить представиться Его Величеству, супруге здешнего Гражданского Губернатора и осчастливить ее милостивым разговором по предмету просвещения и воспитания женского пола в сей отдаленной стране Империи. По выезде Государя Императора из квартиры в 7 часу вечера, все толпы обоего пола людей, стоявшие пред оною, обратились вслед за Государевым экипажем, в Архиерейский дом, – и в одно мгновение церковь и двор наполнились народом, так, что в оный почти уже не было свободного прохода. Приехав в Архиерейский дом, Государь Император, один, без всякой свиты, соизволил шествовать в жилище Епископа Иустина (бывшего Пермского), которое показано Ему встретившимся в ограде Архиерейского дома священнослужителем. Преосвященный Иустин не быв никем предварен о шествии к нему Императора в сей час, и полагая, что в священной особе Его Императорского Величества видит вшедшего в келью его кого-нибудь из свиты, к нему присланного, хотел идти на сретение Государя далее. Но Его Величество, изволив остановить сего почтенного старца, сказал: «благословите Меня!» Исполняя сие, Преосвященный Иустин, узнал Высокого Посетителя. Сердце его затрепетало от радости, и слезы покатились из глаз. Его Императорское Величество, в милостивом внимании к преклонным летам и болезням Преосвященного, изволил принудить его сесть на софе, а Сам сел подле него на поставленном стуле, и начав разговор; прежде всего спросил о летах Преосвященного. Последний отвечал, что он 76-ти лет. «Где вы родились, обучались и служили?» – Преосвященный в коротких словах донес Его Величеству, что он родился в Рязанской Епархии, получил воспитание в тамошней Семинарии, и поступив в монашество, отправлен в С. Петербург в должность Законоучителя Инженерного Кадетского Корпуса, где, по воле Императрицы Екатерины II, обучал вызванных в Столицу Греков Российскому языку, потом отправлен с Гр. Воронцовым, с Миссиею, в Венецию, в которой служил Иеромонахом, при бывших там Посланниках, Криднере и Мордвинове; наконец последовав с Миссиею в Вену, а оттуда вызван в С. Петербург, где и посвящен был в Архимандрита, а потом в Викарные Архиереи Казанскому Преосвященному. Состоя в сей должности, отряжен был в Иркутск для торжественного исследования и открытия новоявленных Св. Мощей Святителя Иннокентия. По возвращении же в Казань, сделан Пермским Епископом, и был в сей должности более 20 лет. – Выслушав сие, Государь Император двукратно вопрошать изволил: «довольны ли вы положенным вам ныне содержанием, и не имеете ли в чем нужды?» От щедрот Вашего Величества, отвечал Епископ, я получаю ежегодно 1000 рублей – и сею милостию Вашею почитаю себя совершенно довольным, не имея более ни в чем нужды. – «Чем вы нездоровы?» – По преклонным летам моим, всем и особенно головою, в которой чувствую беспрерывный шум. – «Не нужны ли вам какие в болезни вашей пособия?» – Не полагаю, чтоб какая помощь была действительна при моей глубокой уже старости; – здешний Доктор Граль, искусный и рачительный, в болезнях меня пользует. Пособия его виною продолжения дней моих до настоящего отраднейшего для меня события. – Выслушав сие, Государь Император изволил встать и спросить Преосвященнейшего: «не обеспокоил ли Я вас Своим посещением?» – Преосвященный со слезами отвечал: посещение меня Вашим Императорским Величеством пролило в душу мою самый целительный бальзам, радость и утешение; оживило ослабевающие силы мои, – и мне остается принести Вашему Императорскому Величеству всеподданнейшую благодарность мою, за доставление мне счастия, при последних днях болезненной жизни моей, видеть Августейшую Особу Вашу и изъявить пред Вами последний долг моей признательности за многие ко мне милости и благодеяния Ваши, которые понесу я с собою и в самую вечность. Благодарю Господа, что Он еще сподобил меня видеть, в Вашей Особе счастье любезного моего отечества!» – С сими словами по лицу почтенного старца потекли слезы. Государь Император тронут был усерднейшими словами и почтенным видом, сединою украшенного Архипастыря, и получа от него благословение, оставил Преосвященного, воспретя ему провожать Себя из первых дверей кельи. Преосвященный Иустин, расставшись с Августейшим Посетителем, тогда же принес благоговейно благодарственное песнопение Богу, с молитвою о многолетнем здравии Государя и всего Августейшего Дома Его. Силы старца сего, казалось, обновились после сего радостнейшего события».
…
Изображение «Портрет Александра I» выслал мне Карасёв Николай Сергеевич (Санкт-Петербург), потомок священноцерковнослужителей Маминых, служивших на территории современного Пермского края с середины XIX века (родственники известного писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка) http://permkraeved.ru/sec_perm_biographies/maminy-v-permskom-krae.html. Большое спасибо ему за это. Изображение отсканировано Николаем Сергеевичем из каталога выставки «Александр I. «Сфинкс, не разгаданный до гроба...», которая проходила в Государственном Эрмитаже с 27 мая по 2 октября 2005 года.
Описание портрета Александра I из каталога:
«Кипренский, Орест Адамович. 1782–1836 Россия
Портрет Александра I. Конец 1825 года
С бюста Б. Торвальдсена 1820 года На изображении на ленте: Съ нами Богъ, под изображением: Орестъ Кипренской – Санктпетербургъ.; ниже: 1825 и Двадцать пятый год благополучнаго царствованiя императора Александра
Литография. 36,7 х 37,5 см ГЭ, инв. № 19296 Поступление: основное собрание ИЗОБРАЖЕНИЕ НА С. 93
П.П. Свиньин, одним из первых видевший эту литографию еще в мастерской, писал: «Замечательный художник представил монарха в виде благотворного светила в России в венце славы. Вокруг его Зодиак, на коем солнце, пробегая двадцать пятый раз благополучного царствования Александра, останавливается на знаке весов под XV числом – днем коронации. Мысль, исполненная поэзии, а рисунок достоин славы Кипренского» (Отечественные записки. 1825. Декабрь. С. 461–462). Судя по этой цитате, портрет был выполнен незадолго до кончины Александра I и, вероятно, это последнее прижизненное изображение императора. С того же бюста Б. Торвальдсена Кипренским были исполнены еще три литографии».
Из книги «Из русской жизни и природы. Рассказы для детей Е. Водовозовой. Часть первая», С.-Петербург, 1871.
Горох
В деревнях летом трудно лакомиться гостинцами: там нет ни кондитерских, в которых столько вкусных конфет и пирожных, ни фруктовых лавок, с искусно засахаренными плодами, пряниками, леденцами и другими сластями, как в городах. В деревнях не показываются даже и разносчики с лотками на головах, как это мы видим на даче. Вот поэтому и приходится обзаводиться своими гостинцами. Можно даже так распорядиться, что они будут поспевать один за другим, и в продолжении всего года у вас будет чем лакомиться. Отошла крупная, садовая земляника, глядишь, уж созрела и клубника; в то же время любители зелени могут иметь редиску, репу, морковь, а вон и молодые стручья гороха, малина – белая и красная, смородина – красная, черная и белая, бобы и горох, крыжовник – крупный, мохнатый и мелкий, гладкий – красный и зеленый и, наконец, когда все это начинает отходить, поспели яблоки, груши и другие плоды. Все это в деревнях, под разными видами, сохраняют на зиму. А сколько удовольствия, здорового и разумного труда в уходе за этими растениями! Вы приготовляете грядки, рассаживаете кустики земляники и клубники, садите горох и бобы, сеете мак, подсолнечники, огурцы, ходите каждый вечер поливать гряды, помогаете выпалывать дурную траву, чтоб она не заглушила посадков, видите, как все это живет, подрастает: вы бережно охраняете свои грядки, спасаете молодое растеньице от смерти. Конечно, при этом не без горя: то выпадет сильная роса, то град побьет, то утренник захватит. А когда все созреет? О, право, гораздо приятнее есть все с тех грядок, которые мы сами обрабатывали и о которых сами заботились! Посмотрите, какой горох стал большой! Много детей стоит между грядками, между тем их совсем не видно из-за его высокой зелени. A зачем между этой зеленью сделана загородка из тонких деревянных колышков? И как это держатся на ней растения? Да вы посмотрите, какой у гороха стебель хоть и толстый, но слабый. Попробуйте вынуть несколько колышков: стебли эти так и полягут друг на друга. В горохе каждая веточка оканчивается усами, которыми прицепляется за соседние стебли; стебли обвиваются друг около друга, перепутываются и в скором времени представляют смешанный ворох, в котором отсыхает то один, то другой стебель. Чтобы этого не было, и ставят деревянные колышки: усы обвиваются вокруг них и все растение держится прямо. На веточках, которые оканчиваются усами, сидят попарно листики. Смотрите: они окружены ровными, но зазубренными краями. В тех местах, где от стебля отделяются веточки, сидят еще по 2 листа, совершенно особенной формы: оба они кругом обхватывают стебель, гораздо больше тех листьев, которые сидят на веточке, и края их к низу зазубрены. – А какой странный цветок у гороха! Впрочем, чашечка у него весьма обыкновенная: она состоит из 5-ти до половины сросшихся зеленых листиков, свободные края которых оканчиваются тонкими остриями. – Но зато как не похожи друг на друга и как не равны между собою четыре лепестка венчика! За зеленой чашечкой следует первый и самый большой лепесток, который снаружи обхватывает остальные. К низу он оканчивается коротеньким ноготком. За ним следует 2 лепестка, сидящие друг против друга. Они совершенно закрывают внутренний лепесток, который похож на лодочку. Где же тычинки и пестик? Их не видно; но, стоит только отвернуть эту лодочку, и они тотчас выглянут из неё. Чтобы хорошенько рассмотреть их, надо совершенно оборвать лепестки. Тогда мы увидим, что тычинок много и все они, кроме одной, которая совершенно свободна и отделена от других, внизу срослись в довольно высокую стенку; она окружает пестик и только с одной стороны остается щель, но и та прикрывается свободной тычинкой. Сверху этой стенки торчат тоненькие ниточки, на которых заметны желтые пыльники. Из средины тычинок возвышается мохнатая головка пестика, а завязь его скрывается за стенкой. Она постепенно разрастается и вот в ней уже на свет можно заметить темные точки – это будущие горошины. – Мало-помалу венчик и рыльце пестика отсыхает, тычинки опадают, завязь еще более разрастается и вот стручок гороха готов. Развернув стручок гороха по одному из его двух швов, мы увидим, что горошины сидят попеременно по обеим сторонам одного из этих швов на маленьких зеленых шнурочках. Горох в деревнях сеют на полях. Когда он поспел, его скашивают и развешивают на рогатках и вбитых в землю кольях. Повисит он так на солнышке, его перевернут на другую сторону – чтобы сох ровнее. Но вот он совсем пожелтел и высох: тогда везут его на гумно и молотят. Засохший стебель – самый лучший корм для скота. Крестьянин смерил четвериками горох, рассыпал по кулям и повез на мельницу. Много кушаньев делают крестьяне из гороховой муки: у них и лепешки пекут гороховые и кисель варят, а то и похлебку делают из гороха.
Дарение медистого песчаника в музеи Пермского края
Самые первые образцы медистого песчаника мы подарили в Народный музей истории Пермского района в деревне Кондратово 18 июня 2013 года. Очень выразительные и красивые куски медной руды, с большим содержанием малахита и азурита, первенцы из наших находок. Знакомство с музеем состоялось при содействии директора Пермского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Вагановой Елены Валерьевны, за что мы ее сердечно благодарим.
На коллективных фотографиях: Огарышев С.И., Огарышева Е.О., экскурсовод музея Конина Т.А., директор музея Ермолова Л.И., Глыбин Д.А.
Из книги «ИЗ ПРИРОДЫ! Рассказы для детей по Герману Вагнеру (с немецкого)», С.-Петербург, 1870.
Простое и интересное описание известняка из дореволюционного издания. Современным детям очень стоит читать такие книги. В качестве иллюстрации к рассказу прилагаю космоснимок известкового карьера Большой Лог под Усть-Кишертью и фотографию негашеной извести. Карьер принадлежит Пермскому заводу силикатных панелей. Этот известняк идет на производство силикатных панелей и газобетона, из которых строятся жилые дома и производственные здания. Негашеная известь тоже с ПЗСП, эту кучку мне подарили на заводе в декабре 2014 года, была нужна для эксперимента. На ПЗСП тогда приезжал, чтобы узнать возможно ли использовать базальтовую фибру в производстве их бетонов.
ИЗВЕСТНЯК
Ты не раз видал известняк, гуляя по известковой горе, на которой растет зеленый лес, и так много красивых цветов. Помнишь место, где по скату горы тянутся поля со спеющим горохом и просом. Между зеленой травой и красивыми деревьями, подле пестрых цветов и яркого моху, известняк казался чем то странным. Цветом, а часто и формою он похож на кости, выбеленные солнцем. Тебе казалось, что ты стоишь на поле битвы, а самая гора – ничто иное как огромная груда костей. Каждый отдельный камень представлялся тебе безжизненным существом, давным давно умершим навсегда! А между тем на камень вовсе нельзя смотреть как на мертвеца – он живет по своему, и многое переживает. Терпеливо и спокойно лежат камни один подле другого, образуя гору; покорно без возражения допускают они каменщикам вырывать себя из горы, шлифовать и наконец строить из себя соборы, дворцы, фабрики и дома. Некоторые известковые глыбы разбиваются работниками на куски и нагружаются на тачки. Последуем за ними и посмотрим, что они будут делать. Они останавливаются пред каким то странным зданием. Это печь особенного устройства для обжигания извести. Для того, чтобы тебе было понятно, что они будут делать далее, нужно познакомить тебя с составом известняка. Каждая известковая глыба содержит в себе кроме известки еще углекислоту, совершенно бесцветный воздух или газ. Этот газ очень распространен в природе; он находится на земле, в воздухе, в воде, и образуется от гниения животных и растений, от сгорания разных веществ, а также от дыхания людей и животных. Он же выделяется при спиртовом брожении и придает игру пиву и шампанскому вину. Если бы нам вздумалось разрубить камень, то углекислоты в нем не окажется, мы её не найдем ни в одной из его впадин, а между тем весь камень состоит из мельчайших частиц углекислоты, соединившихся с такими же мельчайшими частицами известки. Даже с помощью самого сильного увеличительного стекла, чрез которое всякое крошечное зернышко кажется с гору, нельзя увидеть известь отдельно от углекислоты, так дружно они сплотились в одно вещество – в углекислую известь. Почему же знают, что там есть два различных тела, если их нельзя видеть? спросишь ты. Мы никогда бы и не знали ничего об этой тесной дружбе, если бы общий враг углекислоты и извести не открыл нам их тайну. Враг этот – огонь! И вот выгрузив тачки, рабочие укладывают в печь камни так, чтобы внизу оставалось под ними пустое пространство, а между ними узкие промежутки. Потом разводят сильный огонь, который поддерживают несколько дней сряду. Пламя охватывает каждый камень со всех сторон. Известняк накаливается, углекислота не может более держаться в нем, и стремится прочь. В виде легкого пара смешанного с черным дымом, который образуется от горения дров, вылетает она из трубы, и рассеивается в воздухе. Когда углекислота вполне испарится, каменщик гасит огонь; камни снова остывают. Однако лишенный друга, обожженный известняк чувствует сильную потребность соединиться снова с изгнанным товарищем. Его дурное расположение духа вследствие отсутствия углекислоты становится просто опасным. Рассерженная известь устраивает часто злые шутки с теми, которые неосторожно подходят к ней во время ее печали. Если подержать жженую известь несколько минут на влажной руке, или поднести ее к губам, то сейчас почувствуешь жестокую жгучую боль; в этом состоянии известь называют едкою. Зная, что для соединения с углекислотой ей прежде нужно погаситься водой, она чувствует сильное влечение к воде. «Воды! воды!» просит она, как путешественник в степи, измученный жаждою. Малейшие частицы воды, находящиеся в ее соседстве, она притягиваете к себе, и соединяется с ними, при чем шипит как кипяток на огне. Человек с обыкновенной своей сметливостью употребляете в дело жажду известки, когда ему нужно из чего либо удалить маленькие частицы воды и он не может этого сделать другим способом. Так напр. водочному заводчику бывает не легко отделить воду от спирта, ведь спирт и вода тоже такие приятели, которых трудно разлучить. Однако сродство известняка с водою гораздо сильнее; заводчик пользуется этим и наполняет мелко-истолченною известью сосуд, в который наливает спирт не вполне очищенный от воды. Известь отделяет от спирта воду и соединяет с ней. Таким образом фабрикант получает совершенно безводный спирт. Но попробуем утолить еще иначе жажду негашенной известки и будем наливать понемногу воды, на кусок ее весом в 3 лота. При этом мы увидим, что вода испаряется, а известь нагревается и рассыпается в мельчайший порошок, или известковую пыль. Как только камень распадется, перестанем поливать его. Полученный нами из камня порошок совершенно сух; но если взвесим его окажется в нем 4 лота. Лишний лот весу, произошел от воды, которую всосала известь. Точно также едкая известь распадается в порошок, когда долгое время лежит на воздухе; это случается опять таки потому что она втягивает в себя водяные частицы, находящиеся в воздухе и соединяется с ними. В земледелии известковая пыль идет на удобрение полей. Погашенная в большом количестве воды, часть которой кипит и испаряется, известь в виде белой каши употребляется для беления стен, или смешанная с песком служит в постройках цементом для связки кирпичей. Известняк имеет много и других друзей, с которыми он охотно соединяется, но никто ему так не мил как углекислота и вода, ни к кому он не стремится с такой силой. Здесь я рассказал вам дети только о его главных привязанностях, не желая утомить вашего внимания, но если это вас заинтересовало и вы пожелаете узнать в подробности все касающееся до извести, то я скажу вам, что вы узнаете это – и много, много других чудных вещей, если будете учиться химии и минералогии.
Предлагаем к покупке журнал «Картофель и овощи» за 1970 год в отсканированном виде. «Картофель и овощи» – ценный по своему содержанию советский журнал, в нем отражен многолетний опыт занятия овощеводством в большой стране. Каждый найдет в нем идеи и готовые решения, которые можно реализовать и использовать сегодня, как в саду и огороде, так и в фермерском хозяйстве и предпринимательской деятельности.
Перечень статей, опубликованных в журнале «Картофель и овощи» в 1970 г., обложки и фрагменты некоторых статей можно посмотреть и скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/3SZUapGRhkYHiA
Качество сканирования высокое, формат djvu (cкомпилирован в «фото»-качестве). Стоимость комплекта из 12-ти номеров (по 48 страниц) – 2000 руб.
Заявку пишите в произвольной форме на электронную почту: sergey@ogaryshev.org или WhatsApp, Viber: +7 902–47–322–21.
Оплата производится на карту Сбербанка. Ссылка на скачивание высылается немедленно после поступления денег.
Картина А.М. Михайлищевой «Начало Перми (Церковь во имя святых Петра и Павла)»
21 января 2015 г. мы с супругой побывали на выставке «Цветы моей осени» заслуженной пермской художницы Амалии Михайловны Михайлищевой. Выставка проходила в Доме художника на М. Горького 27. Не ожидал, что все что увижу, так сильно мне понравиться. И Екатерина не осталась без впечатлений. Столько красоты увидели в картинах! Работ много, они размещены в нескольких комнатах. Кроме цветов достаточно много картин пермских храмов. Амалия Михайловна в советское время много лет рисовала обертку для пермских конфет – этим она знаменита. Очень интересно было увидеть уже раритетные ныне коробки для сладостей. Неожиданным сюрпризом для нас здесь стала картина «Начало Перми», на которой изображена Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла и место, где находится медеплавильный завод, вокруг которого зародилась Пермь. Увидев картину, мы сразу поняли, что она очень нужна для будущего Музея истории пермской меди. Вечером этого дня состоялся мой первый контакт и заочное знакомство с художницей (по телефону). Амалия Михайловна сказала, что картину «Начало Перми» в частные руки ни за что бы не продала, но нам, для музея, чтобы ее видели люди, продаст. Хорошо поговорили с ней, узнал много интересного. Ее картины есть во многих местах, их покупали музеи и известные люди. Бывший глава г. Перми Щубин И.Н. приобрел у нее картину дома Мешкова Н.В. На ней изображен вид дома в 1937 году, в этом году она приехала в Пермь. Рисовала дом по памяти из детства. Затем, когда нашлись фотографии дома той поры, обнаружилось большое сходство с картиной. Амалия Михайловна пообещала подумать о написании картин на тему пермской меди, когда немного отдохнет от выставки. 27 января 2015 г. мы еще раз приехали на выставку «Цветы моей осени» для встречи и очного знакомства с мастером. Привезли кусок медистого песчаника, чтобы познакомить Амалию Михайловну вживую с медной рудой. Медистый песчаник – это тоже начало Перми. Подарили ей календарик с изображением «Пермского рудокопа». Амалия Михайловна сказала, что для нее все это стало важным. На выставке встретились так же с пермским фотографом Валерием Чепкасовым, сфотографировался с ним на память. Фотографии, сделанные на выставке «Цветы моей осени» 21 и 27 января 2015 г. смотрите на слайд-шоу с музыкальным сопровождением.
Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Жилинский песок использовался в качестве флюса для выплавки меди на пермских заводах. Шихта состояла из 70-ти частей медистого песчаника и 30-ти этого песка. Это выветренный доломит, залегающий у села Жилино под Кунгуром. Нашли его здесь мы вместе с пермским геологом Коноплевым А.В. (ЕНИ ПГНИУ) в конце июня этого года. А в прошлую субботу приезжали сюда с супругой полюбоваться находкой и природой. Очень хорошо здесь и красиво. Бабка уже начала покрываться льдом. Жилинский песок употреблялся также для изготовления огнеупорных кирпичей для медеплавильных печей. Множество ям на склоне увала свидетельствуют о больших выработках.
Предисловие к настоящей теме написано правнучкой священномученика Вениамина Васильевича Луканина Ириной Веоноровной Луканиной Фьердингстад, она проживает в Норвегии.
Род священнослужителей Луканиных внес достойную лепту в дело просвещения и миссионерства в Пермском крае. Изначальные сведения о св. Луканиных описаны мной в статье о моем прадеде Вениамине Васильевиче, этот материал опубликован здесь... Занимаясь родословной священнослужителей, я увидела их через архивные документы и церковные книги, проходящими по жизни порой очень нелегкой, с гордо поднятой головой, и встречая препятствия с честью и достоинством. Некоторые из них стали Освящающими путь и у людей на слуху, другие были более обычными тружениками, несущими свой жизненный крест, но все они достойны памяти потомков. В роду Луканиных многие интересовались изучением истории, занимались образованием и обучением. Последним был Михаил Александрович Луканин, живший и умерший в Перми в 2003 году, пермский краевед, внесший большой вклад в изучение Пермского края и пополнения Пермского архива. Здесь, на сайте Пермский краевед с легкой руки редактора Сергея Огарышева, открывается тема священнослужителей, и пусть начало положат Луканины. Но так как судьбы людей пересекаются и род Луканиных был кровно связан со священнослужителями таких родов как Поповы, Первушины, Мухины, Плетнёвы, Борчаниновы и др., то открывается возможность для других исследователей жизни и служения. Начать я хочу с двух наиболее известных в Перми Луканиных, это Александр Матвеевич и Стефан Александрович. Один был длительным редактором Пермских Епархиальных Ведомостей, другой основателем Белогорского монастыря.