с. Калиновка, Николаевская церковь, 23 ноября 2019 г.
К 220-летию образования Пермской епархии
В селе Калиновка Чернушинского района сохранилось здание церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенное в начале 1880-х годов. После революции храм был закрыт, и с тех пор в здании располагается сельский дом культуры. Предполагаемый в ближайшее время переезд дома культуры в другое здание и, соответственно, возвращение здания храма Церкви, побудили меня высказать некоторые предложения.
Николаевская церковь – единственное сохранившееся в Чернушинском районе деревянное церковное здание постройки XIX века. Так как здание все эти годы использовалось и не было заброшено, оно неплохо сохранилось, хотя и с некоторыми перестройками. Церковь была построена на средства прихожан, освящена 1 (13) декабря 1881 года. В 1885 г. при церкви открылась церковно-приходская школа, которая располагалась в отдельном здании.
За алтарем церкви были похоронены двое из служивших здесь священников – Федор Васильевич Соколов (1852–1894) и Дмитрий Дмитриевич Мамин (1848–1900). Надгробия не сохранились, однако приблизительное место их погребения известно. Николаевский храм является также первым местом священнического служения священномученика протоиерея Николая Александровича Бельтюкова (1870–1918), служившего здесь около года в 1894–95 гг.
О. Дмитрий Мамин, служивший в Калиновке в 1896–1900 гг., был представителем одной из известных семей уральских церковнослужителей; приходился четвероюродным дядей Д.Н. Мамину-Сибиряку. Принято ассоциировать Маминых исключительно с населенными пунктами Свердловской области, связанными с биографией самого писателя. Однако, ряд представителей этого рода на протяжении почти полутора столетий, с 1844 по 1974 годы, были священно- и церковнослужителями в храмах, располагавшихся на территории современного Пермского края (и, соответственно, относящихся ныне к Пермской митрополии). В Чернушинском благочинии таких храмов три – помимо Калиновки, это Успенская церковь в селе Алтынном Октябрьского района и храм в селе Ошья Куединского района. При этом в Калиновке и Алтынном возле храмов имеются захоронения – соответственно о. Дмитрия Мамина и его матери.
Принимая во внимание планы по возвращению Церкви здания храма в Калиновке и факт наличия возле алтаря захоронений священнослужителей, один из которых является дальним родственником известного уральского писателя, возникла идея реализации в Чернушинском районе (благочинии) ряда мероприятий.
Прежде всего, необходимо провести комплекс историко-археологических исследований с целью уточнения места захоронения оо. Д. Мамина и Ф. Соколова, установить соответствующий памятный знак и выполнить благоустройство территории. Данные работы могут быть проведены как самостоятельно, так и в ходе работ по восстановлению храма при его возвращения Церкви. Первый вариант предпочтительнее, так как сроки работ по восстановлению храма пока не определены, а место захоронения было бы желательно в любом случае привести в порядок.
То обстоятельство, что в нескольких храмах, относящихся ныне к Чернушинскому благочинию, несли служение священнослужители из рода Маминых, в известной степени связывает данный регион с другим представителем данного рода – писателем, «певцом Урала» – Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком. Сам Дмитрий Наркисович, по всей вероятности, не бывал здесь непосредственно, но дух Урала, замечательно переданный им в своих произведениях, присущ и этим местам: не следует забывать, что в то время современные Пермский край и Свердловская область, а также часть Курганской и Челябинской областей составляли единую административную единицу – Пермскую губернию.
В результате недавних генеалогических исследований удалось «нарушить» традиционно сложившуюся монополию Свердловской области на род Маминых. В этой связи представляется уместной организация на пермской земле определенных историко-культурных мероприятий. Их примером может служить, к примеру, посвященный Д.Н. Мамину-Сибиряку конкурс литературного творчества «Серая Шейка», который более 10 лет проводится в Нижнем Тагиле по инициативе тагильского краеведа Ю.Д. Исупова и Г.Б. Удинцева, члена-корреспондента Российской академии наук, внучатого племянника Д.Н. Мамина-Сибиряка. Было бы также интересно дополнить «литературную» составляющую краеведческой, чтобы активизировать и скоординировать работу по сбору и сохранению исторического наследия региона.
В качестве возможных разделов (номинаций) я предложил бы следующее:
• литературный конкурс (рассказ, сказка, стихотворение, эссе и т.п.);
• исследовательская или краеведческая работа (очерк, заметка, эссе) о природе, людях, истории родного края.
Предполагаемая целевая аудитория конкурса – учащиеся школ района (благочиния), в перспективе – края (епархии). Можно рассмотреть вариант организации как самостоятельного конкурса, так и регионального «подразделения» существующего тагильского конкурса «Серая Шейка».
Еще одним благим делом могли бы стать проводимые на постоянной основе краеведческие конференции (чтения), в частности – по церковно-исторической тематике. Они позволили бы более полно исследовать историю храмов региона, собрать и систематизировать соответствующие архивные сведения, воспоминания, фотографии, составить биографии церковнослужителей.
Русская православная церковь, помимо религиозной, всегда несла образовательную и просветительскую функции. Сколько талантливых педагогов, ученых, писателей вышло из стен духовных академий и семинарий! Не стоит забывать и о том, что большинство сельских батюшек были «по совместительству» заведующими церковно-приходскими школами, законоучителями, да и просто учителями. К их заслугам можно по праву отнести и краеведение – ведь одним из ценнейших краеведческих материалов являются церковные летописи, которые велись в большинстве приходов. Не избежали этой участи и священнослужители Пермской губернии. Увы, около ста лет назад многие сложившиеся духовные традиции оказались прерваны. Сейчас настало время их возрождения, а оно невозможно без изучения и сохранения истории. А история большой страны, в свою очередь, состоит из множества историй края, города, села, прихода, конкретной семьи…
Карасёв Николай Сергеевич
член Уральского историко-родословного общества
г. Санкт-Петербург
Калиновка, Николаевская церковь, 20 июля 2008 г.
© 2012 – 2022. Краевед Прикамья
Все права защищены. Перепечатка только со ссылкой на авторский материал.
Разработка и поддержка: Рекламная студия «Рубин Системс»